Рабочая программа курса внеурочной деятельности Проектно- исследовательская деятельность

Приложение 22
2.1.22. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская
деятельность» разработана на основе Требований к результатам освоения программы
начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой начального общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская
деятельность» сформирована с учётом рабочей программы воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»

Трениг
Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего
хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап.
Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель
проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники.
Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.
Исследовательская практика
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых.
Мониторинг
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления
отработы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.
Темы проектов
«Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки», «Создаём город
букв», «Буквы — герои сказок».
2-й год изучения
Тренинг
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы проекта. Ты – проектант. Твоё
знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников работе над проектом Этапы работы
над проектом. Знакомство с понятием «этап». Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезыпредположения.Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», предположение».
Цель проекта. Задачи проекта.
Исследовательская практика
Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы». Знакомство с интересными
людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». Создание продукта проекта. Твоё
знакомство с понятиями «макет», поделка» Играем в учёных. Это интересно
Мониторинг
Тест. «Чему ты научился?». Отбор информации для семиминутного выступления.
(Мини-сообщение). Знакомство с понятием «презентация». Первые шаги составления презентации на компьютере. Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. Изготовление визитки.
Правильное составление титульного листа визитки. Играем в учёных. Различные кон-

курсы проектно - исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурса. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.
Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проекта.
Темы проектов
«Родословная». «И в шутку и всерьез», «Пишем письмо ДедуМорозу», Рифма. В
словари – за частями речи. «О чем может рассказать школьная библиотека». «Мой любимый детский журнал». Мой любимый писатель сказочник»
3-й год изучения
Организация работы над проектом. Виды проектов.
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение
проблемы. Предположение. Гипотеза. Решение задачи. Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации. Требования к паспорту проекта.
Составление паспорта проекта. Анкетирование. Составление памяток по теме проекта.
Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Исследовательски-творческий проект. Творческий проект. Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. Информационно-исследовательский проект.
Практико-ориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект.
Помощь ИКТ при создании проекта.
Изучение и освоение возможностей программы МРР (Microsoft Power Point). Вставка
фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. Анимации. Настройка анимации. Дизайн.Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями. Требования к компьютерной презентации.
Мониторинг
Подготовка проектной документации. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от
работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Страница благодарности тем,
кто окружал и поддерживал тебя в этом году. Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Темы проектов.
«Рассказ о слове». «Семья слов». «Составляем орфографический словарь. «Тайна
имени». «Имена прилагательные в загадках». «Сочиняем волшебную сказку». «Праздник
поэзии». «Открытие берестяных грамот».
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Проектно-исследовательская деятельность»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении
и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
2

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: первоначальные представления о созидательном
и нравственном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение
к труду и творчеству мастеров;
В сфере экологического воспитания: осознание роли человека и используемых
им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды.
Метапредметные результаты
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
− ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в рамках изучаемого
курса (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и
письменных высказываниях;
− осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
− сравнивать группы объектов/предметов/изделий, выделять в них общее и различия;
− делать обобщения по изучаемой тематике;
− использовать схемы, модели, рисунки, таблицы, простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
− комбинировать и использовать освоенные технологии при планировании и осуществлении своей деятельности в рамках изучаемого курса;
− понимать необходимость поиска новых решений, технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного социального
опыта.
Работа с информацией:
− осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебных пособиях, хрестоматиях, картах, атласах и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;
− анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме;
− использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями
− вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их
излагать;
− выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
− создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) в рамках
изучаемого курса;
− объяснять последовательность совершаемых действий в рамках выполнения
проектов иисследования;
− рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание инаведение порядка, уборка после работы);
− выполнять правила безопасности при выполнении работы;
3

− планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
− устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
− выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в
действиепосле его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
− проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Совместная деятельность:
− организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу
в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя/лидера
и подчинённого; осуществлять продуктивное сотрудничество;
− проявлять интерес к работе товарищей;
− в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь;
− понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел,
осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения; предъявлять
аргументы для защиты продукта проектной, исследовательской деятельности.
Предметные результаты
1-й год обучения
−
Собирать интересный материал по теме проекта, правильно выбирать себе
помощников в работе;
−
отвечать на вопросы по предложенному тексту и продолжить мысль «Что
будет,если…»;
−
определять значение слова «цель»;
−
выяснять, для чего нужны задачи, правильно формулировать вопросы «Как
я этосделаю?»;
−
выбирать необходимую информацию из обилия собранного материала (на
примерепредложенного текста);
−
составлять устный рассказ о своем проекте, сообщая свои знания по теме
проекта.
2-й год обучения
−
Различать и использовать методы исследования: эксперимент, интервьюирование;
−
правилам выбора темы и объекта исследования, видам оформления проектов;
−
классифицировать предметы, явления и события;
−
объяснять значение слова «гипотеза»;
−
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
−
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
−
овладеть основам работы с компьютером;
−
делать социальный проект и понимать его значимость для жизни окружающих;
−
разбираться в возникших трудностях, предлагать свои варианты решения
проблемы;
−
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
−
осуществлять сотрудничество со взрослыми;
−
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной
оценочнойдеятельности; использовать разные источники информации;
4

−
использовать справочную литературу;
−
ставить перед собой задачи по осуществлению продукта;
−
изготавливать самостоятельно или с помощью взрослых планируемый продукт проекта;
−
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
−
контролировать время выступления, укладываться в регламент.
3-й год обучения
Овладение основным особенностям проведения исследовательской работы:
−
различать информационный проект и практико–ориентированный проект;
−
правила осуществления самоконтроля;
−
правила успешной презентации работы;
−
выбирать пути решения задачи исследования;
−
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательскойработы, составлять план действий совместного исследования;
−
собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
−
осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
−
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной
оценочнойдеятельности;
−
использовать разные источники информации;
−
самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
−
делать выводы и умозаключения;
−
указывать пути дальнейшего изучения объекта;
−
осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
−
презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной
оценочнойдеятельности;
−
давать оценку своей деятельности с помощью учителя;
−
строить свою деятельность по предложенному плану.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Проектно - исследовательская деятельность»
1-й год изучения
№

Тема

Количест
во часов

Электронные
образовательные ресурсы

1
2

Чем я люблюзаниматься. Хобби.
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы
проекта.
Как собирать материал? Твои помощники.
Этап.
Проблема. Решение проблемы.
Гипотеза. Играемв предположения.
Цель проекта. Задача проекта.
Выбор нужной информации.
Интересные люди – твои помощники.
Продукт проекта Виды продукта. Макет.
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
Мини-сообщение.Семиминутное выступление.
Проект «Создаёмгород букв», «Буквы — героисказок».
Выступление перед знакомойаудиторией.
Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки».

1
1

Единое содержание общего
образования

1

https://edsoo.ru/home-architecture-studio/

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

5

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2

15

Пробные выступления перед незнакомойаудиторией.

Всего

1
16

2 класс
№

Тема

Количест
во часов

Электронные
образовательные ресурсы

1
2

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».
Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё
знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».
Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со
словарями.
Выбор помощников работе над проектом.
Этапы работы над проектом.
Актуальность темы проекта.
Проблема. Решение проблемы.
Проект «И в шутку и в серьез».
Выработка гипотезы- предположения.
Цель проекта .Задачи проекта.
Проект «Родословная».
Сбор информации для проекта. Знакомство с понятиями: «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги, газеты, журналы».
Проект «Пишем письмо Деду».
Знакомство с интересными людьми. Интервью.
Обработка информации. Отбор значимой информации.
Проект «В словари – за частями речи».
Играем в учёных. Это интересно Тест. «Чему ты
научился?»
Отбор информации для семиминутного выступления.
(Мини- сообщение) по темам «Мой любимый детский журнал», «Мой любимый писатель сказочник».
Значимость компьютера в создании проектов.
Презентация.
Первые шаги составления презентации на компьютере.
Совмещение текста выступления с показом презентации. Подробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.
Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.
Играем в учёных. Это интересно.
Пробное выступление перед незнакомой аудиторией.
Проекты. «О чем может рассказать школьная библиотека». «Мой любимый детский журнал». Мой любимый писатель сказочник
Самоанализ – рефлексия после твоего выступления
перед незнакомой аудиторией.
Твои впечатления работы над проектом.

1
1

Единое содержание общего
образования

1

https://edsoo.ru/home-architecture-studio/

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

14
15
16
17
18
19

20
21
22

23
24
25

26
27
Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1

1
2
1

2
1
1
3

1
1
33

6

3–4-е классы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема

Количество часов
Мечтатель, исследователь, учёный: путь к откры1
тиям.
Учёные, занимающиеся исследованием языка и его
1
законов.
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.
1
Школьный проект, из чего он состоит.
1
Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для
2
проекта. Проблема. Решение проблемы.
Проект. Требования к паспорту проекта. Составление
1
паспорта проекта.
Требования к составлению анкет для проекта.
2
Анкетирование.
Проекты «Рассказ о слове». «Семья слов». «Состав3
ляем орфографический словарь. «Тайна имени».
Постер. Требования к созданию постера. Условия
1
размещения материала на постере.
Практическая работа. Создание мини-постера.
2
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
2
Изучение и освоение возможностей программы МРР.
2
Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм.
Проект «Имена прилагательные в загадках».
2
Программа МРР. Анимации. Настройка анимации.
2
Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями.
2
Проект «Сочиняем волшебную сказку».
2
Практическое занятие. Составление презентации по
2
заданному тексту.
Проект «Праздник поэзии».
2
Заключительная конференция.
1
Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в
1
этом году

Итого

Электронные
образовательные ресурсы

Единое содержание общего
образования
https://edsoo.ru/home-architecture-studio/

33

Форма проведения занятий: беседы, тренинги, проекты, исследование, встречи с интересными людьми, экскурсии, конференции.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».