Выписка из ООП МАОУ НОШ №7 города Южно-Сахалинска утверждённой приказом
от 31.08.2023 №282-ОД
2.1.15. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы логики и
алгоритмики»
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной
деятельности «Основы логики и алгоритмики» составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 05 2021 №
286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), Федеральной образовательной программой начального
общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 №372, с учётом Примерной программы воспитания (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 23 июня 2022 г № 3/20)), Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря
2019 г № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
Содержание курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»«
2 класс
Цифровая грамотность
Устройства компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор, принтер,
наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок Программное обеспечение
Меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами Файлы и папки
Теоретические основы информатики
Информатика и информация. Понятие «информация». Восприятие информации.
Органы восприятия информации. Виды информации по способу восприятия. Носитель
информации. Хранение, передача и обработка как информационные процессы. Способы
организации информации: таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление
информации. Виды информации по способу представления. Введение в логику. Объект, имя
объектов, свойства объектов. Высказывания. Истинность простых высказываний.
Высказывания с отрицанием.
Алгоритмы и программирование
Определение алгоритма Команда, программа, исполнитель. Свойства алгоритма
Линейные алгоритмы. Работа в среде формального исполнителя. Поиск оптимального пути.
Информационные технологии
Стандартный текстовый редактор Набор текста Создание и сохранение текстового
документа Клавиши редактирования текста. Редактирование текста. Стандартный
графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Основные
инструменты стандартного графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик,
подпись, кисти.
3 класс
Цифровая грамотность
Аппаратное обеспечение компьютера. Устройства компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор,
оперативная память, системный блок (описание и назначение).
Компьютер —
универсальное устройство для работы с информацией. Программное обеспечение
компьютера (примеры и назначение). Основные элементы рабочего окна программы.
Рабочий стол. Ярлык программы. Меню «Пуск», меню программ. Файлы и папки
(инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть,
удалить). Поиск информации.
Теоретические основы информатики
Понятие «информация» Виды информации по форме представления Способы
организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка
(три вида обработки информации). Носитель информации (виды носителей информации).
Источник информации, приёмник информации. Способы организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации
по способу представления. Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и
отличающие свойства. Нахождение лишнего объекта. Высказывания. Одинаковые по
смыслу высказывания. Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые». Решение
задач с помощью логических преобразований
Алгоритмы и программирование
Алгоритмы и языки программирования. Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность. Понятие «Алгоритм». Способы записи
алгоритмов. Команда. Программа. Блок-схема Элементы блок-схемы: начало, конец,
команда, стрелка. Построение блок-схемы по тексту. Циклические алгоритмы. Блок-схема
циклического алгоритма. Элемент блок-схемы: цикл. Построение блок-схемы
циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма. Работа в среде формального
исполнителя.
Информационные технологии
Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа. Интерфейс
текстового процессора. Редактирование текста. Инструменты редактирования: удалить,
копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки. Форматирование.
Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте:
добавление, положение. Стандартный графический редактор. Создание и сохранение
графического файла. Инструменты графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик,
подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра. Работа с фрагментами картинок.
Копирование фрагмента изображения. Добавление цвета в палитру. Масштабирование
изображений
4 класс
Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и обработки
информации. Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь,
монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память, процессор,
системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран. Основные и
периферийные устройства компьютера. Устройства ввода, вывода и ввода-вывода.
Программное обеспечение (основные и прикладные программы). Операционная система.
Кнопки управления окнами Рабочий стол. Меню «Пуск», меню программ. Файловая
система компьютера.
Теоретические основы информатики
Понятие «информация». Виды информации по форме представления. Способы
организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка
(развёрнутое представление). Источник информации, приёмник информации. Объекты и их
свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов.
Логические утверждения.
Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые»,
сложные с конструкциями «и», «или».
Алгоритмы и программирование
Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс визуальной
среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы. Скрипты на Scratch.
Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться» «спрятаться»,
«ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращение,
движение. Алгоритм с ветвлением и его блок-схема. Использование условий при
составлении программ на Scratch.
Информационные технологии
Графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Инструменты
графического редактора: карандаш, заливка, фигуры (дополнительные параметры фигур),
цвет, ластик, текст, кисти. Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба
изображения и размера рабочего полотна. Копирование и вставка фрагмента изображения.
Коллаж. Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа.
Редактирование текста средствами текстового процессора и с использованием «горячих»
клавиш. Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на
абзацы, исправить ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт,
кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Маркированные и
нумерованные списки. Знакомство с редактором презентаций. Способы организации
информации. Добавление объектов на слайд: заголовок, текст, таблица, схема. Оформление
слайдов. Действия со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить, переместить.
Макет слайдов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»«
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в
части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности.
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности .
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни;
выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
В результате изучения учебного курса «Занимательная информатика» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию
в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
2 класс
К концу обучения во 2 классе по курсу обучающийся научится:
Цифровая грамотность:
различать аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура,
мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, системный блок;
иметь представление о программном обеспечении компьютера: программное
обеспечение, меню «Пуск», меню программ, кнопки управления окнами;
иметь базовые представления о файловой системе компьютера (понятия «файл» и
«папка»).
Теоретические основы информатики:
правильно использовать понятия «информатика» и «инфомация»;
различать органы восприятия информации;
различать виды информации по способу восприятия;
использовать понятие «носитель информации»;
уметь определять основные информационные процессы: хранение, передача и
обработка;
уметь работать с различными способами организации информации: таблицы, схемы,
столбчатые диаграммы;
знать виды информации по способу представления;
уметь оперировать логическими понятиями;
оперировать понятием «объект»;
определять объект по свойствам;
определять истинность простых высказываний;
строить простые высказывания с отрицанием.
Алгоритмы и программирование:
использовать понятия «команда», «программа», «исполнитель»;
определять алгоритм, используя свойства алгоритма;
составлять линейные алгоритмы и действовать по алгоритму;
осуществлять работу в среде формального исполнителя.
Информационные технологии:
создавать текстовый документ различными способами;
набирать, редактировать и сохранять текст средствами стандартного текстового
редактора;
знать клавиши редактирования текста;
создавать графический файл средствами стандартного графического редактора;
уметь пользоваться основными инструментами стандартного графического
редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик, подпись, кисти.
3 класс
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся на учится:
Цифровая грамотность:
различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура,
мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор, оперативная память, системный блок, устройства, передающие информацию от пользователя компьютеру,
устройства, передающие ин- формацию от компьютера пользователю;
пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки управления окнами,
рабочий стол, меню «Пуск», меню программ;
пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл» и «папка»,
инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть,
удалить);
осуществлять простой поиск информации .
Теоретические основы информатики:
определять виды информации по форме представления;
пользоваться
различными
способами
организации
информации
и
информационными процессами;
различать основные информационные процессы: хранение (носитель информации,
виды носителей информации), передача (источник информации, канал связи, приёмник
информации), обработка (виды обработки информации);
группировать объекты;
определять общие и отличающие свойства объектов;
находить лишний объект;
определять одинаковые по смыслу высказывания;
использовать логические конструкции «все», «ни один», «некоторые»;
решать задачи с помощью логических преобразований
Алгоритмы и программирование:
иметь представление об алгоритмах и языках программирования;
определять алгоритм по свойствам;
иметь представление о различных способах записи алгоритмов;
знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка;
строить блок-схему по тексту;
иметь представление о циклических алгоритмах;
строить блок-схему циклического алгоритма;
знать элемент блок-схемы «цикл»;
строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма;
различать основные элементы среды визуального программирования Scratch;
использовать понятия «спрайт» и «скрипт»;
составлять простые скрипты в среде визуального програм мирования Scratch
Информационные технологии:
знать, что такое текстовый процессор;
отличать текстовый процессор от текстового редактора;
создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового процессора;
знать основные элементы интерфейса текстового процессора;
знать правила набора текста в текстовом процессоре;
редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать, вставить,
разделить на абзацы, исправить ошибки;
знать понятие «форматирование»;
пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль, начертание,
цвет;
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;
изменять положение изображения в тексте средствами текстового процессора;
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик,
подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты картинок, копирование
фрагмента изображения.
4 класс
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится:
Цифровая грамотность:
различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера: устройства ввода,
устройства вывода и устройства ввода-вывода;
различать программное обеспечение компьютера: операционная система, кнопки
управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая система
компьютера
Теоретические основы информатики:
определять виды информации по способу получения и по форме представления;
пользоваться различными способами организации информации в повседневной
жизни;
иметь развёрнутое представление об основных информационных процессах;
оперировать объектами и их свойствами;
использовать знания основ логики в повседневной жизни;
строить различные логические высказывания: простые, с отрицанием, с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или»
Алгоритмы и программирование:
знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch;
создавать простые скрипты на Scratch;
программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить»,
«показаться», «спрятаться», «ждать»;
реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы, анимацию,
повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение;
иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме;
использовать условия при составлении программ на Scratch
Информационные технологии:
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет, ластик,
текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка фрагмента
изображения;
набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового процессора;
использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования текста;
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и изменять их
положение;
создавать маркированные и нумерованные списки средствами текстового
процессора;
иметь представление о редакторе презентаций;
создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций;
добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;
оформлять слайды;
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
работать с макетами слайдов;
добавлять изображения в презентацию;
составлять запрос для поиска изображений
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»
2 класс
№
Раздел
1. Введение в ИКТ
2. Устройство компьютера
3. Текстовый редактор
4. Алгоритмы и логика
5. Графический редактор
6. Систематизация знаний
Общее количество часов по программе
Количество
часов
5
5
6
6
7
4
33
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
3 классс
№
Раздел
1. Введение в ИКТ
2. Текстовый процессор
3. Графический редактор
4. Логика
5. Алгоритмы. Блок-схемы.
6. Систематизация знаний
Общее количество часов по программе
Количество
часов
6
6
6
6
6
3
33
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
4 класс
№
Раздел
1. Введение в ИКТ
2. Графический и текстовый редактор
3. Редактор презентаций
4. Алгоритмы 1
5. Алгоритмы 2
6. Систематизация знаний
Общее количество часов по программе
Количество
часов
5
5
7
6
6
4
33
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
Форма проведения занятий: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты,
викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных
заданий на образовательной платформе.