Приложение 24 2.1.24. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой начального общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372, программы по хору для музыкальных и общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой: «Хор». Сост. Т.Н. Овчинникова // «Музыка»: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М., Просвещение, 1986. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» сформирована с учётом рабочей программы воспитания. Содержание курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности: знакомство с детьми; краткие сведения из истории вокально-хорового искусства; техника безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д. Основные вокально-хоровые навыки: певческая установка и дыхание: посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и стоя; дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения (медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция: естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования в различных регистрах (головное звучание); Дирижерский жест: внимание, дыхание, начало, окончание пения: воспитание навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера внимание, дыхание, начало, окончание пения); фермата; работа над закреплением понимания учащимися навыков дирижерского жеста, сознательным отношением ко всем указаниям дирижера, касающимся художественно-исполнительского плана произведения. Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато: объяснение понятий в пении – легато, нон легато и стаккато; отработка данных приемов во время исполнения произведений и упражнений. Навык «цепного дыхания». Цезура в пении: понятие «цензура»; знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения, исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие дикционных навыков; основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные, их роль в пении; взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых, четвертных, половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп – медленный, умеренный, быстрый. Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний, быстрый), динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика (фермата), тембр, штрихи(легато, нон легато, стаккато), фразировка. Динамика и агогика: взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы и всего произведения – динамического и агогического; различные виды динамики; многообразие агогических возможностей исполнения произведений (пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов – быстрого и медленного). Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста; Вокально-хоровой жанр: песня, романс: знакомство детей с основными вокальнохоровыми жанрами (песня, романс). Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных программах . Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма: период, куплетная и одночастная форма: анализ словесного текста и его содержания; чтение текста по партиям и партитурам; определение музыкальной формы (куплетная, одночастная), членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию; пение без сопровождения простых попевок, прибауток, русских народных песен (a capella). Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение простых двухголосных произведений без сопровождения. Постановка голоса ребенка (певческого и речевого): распевание (попевки, скороговорки, и т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато); пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса. Развитие сольного голоса. Работа с солистами: пение хоровых произведений с солистами; работа над развитием сольного голоса в условиях коллективного пения. В репертуар включены несложные музыкальные произведения для детей младшего школьного возраста (классический и современный песенный репертуар), народные песни и попевки с небольшим диапазоном мелодии (в пределах квинты). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: − становление ценностного отношения к своей Родине - России; − осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; − сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; − уважение к своему и другим народам; − первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: − признание индивидуальности каждого человека; − проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; − неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: − уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; − стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: − соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); − бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: − осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: − бережное отношение к природе; − неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: − первоначальные представления о научной картине мира; − познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты В результате изучения курса внеурочной деятельности у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: − сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; − объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; − определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; − находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; − выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; − устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. Базовые исследовательские действия: − определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; − с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; − сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); − проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); − формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); − прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: − выбирать источник получения информации; − согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; − распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; − соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; − анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; − самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: − воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; − проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; − признавать возможность существования разных точек зрения; − корректно и аргументированно высказывать свое мнение; − строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; − создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); − готовить небольшие публичные выступления; − подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: − формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; − принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; − проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; − ответственно выполнять свою часть работы; − оценивать свой вклад в общий результат; − выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: − планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; − выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: − устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; − корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок Предметные результаты − Иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах, о вокально-хоровых навыках; − знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя; − уметь правильно пользоваться певческим дыханием; − знать правила орфоэпии при пении; − владеть основами музыкальной грамоты; − иметь представление о вокально-хоровых навыках, уметь применять их на практике; − чисто интонировать мелодию произведения в унисон с сопровождением и a capella; − выработать навык пения двухголосия; − чисто исполнять произведения в одноголосном и двухголосном изложении, с сопровождением и a capella; − уметь применять приобретенные вокально-хоровые знания, умения и навыки в пении; − выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения; − творчески подходить к исполнению музыкальных произведений. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» № п/п Наименование разделов Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника безопасности 2. Основные вокально-хоровые навыки 3. Дирижерский жест: внимание, дыхание, начало, окончание пения 4. Основные приемы звуковедения 5. Навык «цепного дыхания». Цезура в пении 6. Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении 7. Ритм, метр, темп 8. Музыкально-выразительные средства в музыке 9. Динамика и агогика 10. Ансамбль и строй 11. Вокально - хоровой жанр 12. Слушание музыки. Беседы и размышления 13. Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма 14. Одноголосие 15. Двухголосие 16. Постановка голоса ребенка (певческого и речевого) 17. Развитие сольного голоса. Работа с солистами Общее количество часов по программе 1. Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 33 Форма проведения занятий: беседы, тренинги, встречи с интересными людьми, экскурсии, хоровое пение, инсценирование.