Рабочая программа курса внеурочной деятельности Хоровое пение

Приложение 24
2.1.24. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» разработана на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой начального
общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 №372, программы по хору для музыкальных и
общеобразовательных учреждений Т.Н. Овчинниковой: «Хор». Сост. Т.Н. Овчинникова //
«Музыка»: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. - М.,
Просвещение, 1986.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» сформирована
с учётом рабочей программы воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
Введение в мир хорового искусства. Знакомство с коллективом. Техника
безопасности: знакомство с детьми; краткие сведения из истории вокально-хорового
искусства; техника безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в
общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.
Основные вокально-хоровые навыки: певческая установка и дыхание: посадка
хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении; навыки пения сидя и
стоя; дыхание перед началом пения; одновременный вдох и начало пения; различный
характер дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого
произведения (медленное, быстрое); смена дыхания в процессе пения, различные его
приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также
активное в медленных). Звукообразование, звуковедение, дикция и артикуляция:
естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки); преимущественно
мягкая атака звука; округление гласных и способы их формирования в различных регистрах
(головное звучание);
Дирижерский жест: внимание, дыхание, начало, окончание пения: воспитание
навыков понимания дирижерского жеста (указания дирижера внимание, дыхание, начало,
окончание пения); фермата; работа над закреплением понимания учащимися навыков
дирижерского жеста, сознательным отношением ко всем указаниям дирижера, касающимся
художественно-исполнительского плана произведения.
Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато: объяснение
понятий в пении – легато, нон легато и стаккато; отработка данных приемов во время
исполнения произведений и упражнений.
Навык «цепного дыхания». Цезура в пении: понятие «цензура»; знакомство с
навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения,
исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).
Дикция и артикуляция. Роль гласных и согласных в пении: развитие
дикционных навыков; основные правила произношения слов в пении; гласные и согласные,
их роль в пении; взаимоотношение гласных и согласных в пении; отнесение внутри слова
согласных к последующему слогу.
Ритм, метр, темп: простые ритмические рисунки, состоящие из восьмых,
четвертных, половинных длительностей; пунктирный ритм; простые размеры -2/4, 3/4; темп
– медленный, умеренный, быстрый.
Музыкально-выразительные средства в музыке: темп (медленный, средний,
быстрый), динамика – нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте); агогика
(фермата), тембр, штрихи(легато, нон легато, стаккато), фразировка.

Динамика и агогика: взаимопроникновение двух элементов при исполнении фразы
и всего произведения – динамического и агогического; различные виды динамики;
многообразие агогических возможностей исполнения произведений (пение в строго
размеренном темпе; сопоставление двух темпов – быстрого и медленного).
Ансамбль и строй. Унисон в хоре: выработка активного унисона (чистое и
выразительное интонирование диатонических ступеней лада); ритмической устойчивости в
умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая,
половинная); соблюдение динамической ровности при произнесении текста;
Вокально-хоровой жанр: песня, романс: знакомство детей с основными вокальнохоровыми жанрами (песня, романс).
Слушание музыки. Беседы и размышления о ней: воспитание умения слушать и
понимать музыку, беседовать о ней. Для этого на занятии дети часто слушают музыкальные
произведения в исполнении различных детских и взрослых хоровых коллективов, а также
посещают различные концерты хоровой музыки, фестивали, участвуют в концертных
программах .
Анализ музыкального произведения. Музыкальная форма: период, куплетная и
одночастная форма: анализ словесного текста и его содержания; чтение текста по партиям
и партитурам; определение музыкальной формы (куплетная, одночастная), членение на
мотивы, периоды, предложения, фразы.
Одноголосие: устойчивое интонирование одноголосного пения с простым
аккомпанементом, дублирующим мелодическую линию; пение без сопровождения простых
попевок, прибауток, русских народных песен (a capella).
Двухголосие: навыки пения двухголосия с аккомпанементом; пение простых
двухголосных произведений без сопровождения.
Постановка голоса ребенка (певческого и речевого): распевание (попевки,
скороговорки, и т.д), различные виды вокализации (упражнения на легато и стаккато);
пение гамм, упражнений на различные интервалы; работа над развитием слуха и голоса.
Развитие сольного голоса. Работа с солистами: пение хоровых произведений с
солистами; работа над развитием сольного голоса в условиях коллективного пения.
В репертуар включены несложные музыкальные произведения для детей младшего
школьного возраста (классический и современный песенный репертуар), народные песни и
попевки с небольшим диапазоном мелодии (в пределах квинты).
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Хоровое пение»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
− становление ценностного отношения к своей Родине - России;
− осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
− сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
− уважение к своему и другим народам;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
− признание индивидуальности каждого человека;

− проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
− неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
−
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;
−
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
− соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
− бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
− осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
− бережное отношение к природе;
− неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
− первоначальные представления о научной картине мира;
− познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты

В результате изучения курса внеурочной деятельности у обучающегося будут
сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:
− сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
− объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
− определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
− находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
− выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
− устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
− определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
− с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
− сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
− проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);

− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
− прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
− выбирать источник получения информации;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
− распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
− соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
− анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
− проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения;
− корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
− строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
− готовить небольшие публичные выступления;
− подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
− формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− ответственно выполнять свою часть работы;
− оценивать свой вклад в общий результат;
− выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
−
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
−
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
−
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
−
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
Предметные результаты
−
Иметь элементарное представление о голосовом аппарате, о резонаторах, о

вокально-хоровых навыках;
−
знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя;
−
уметь правильно пользоваться певческим дыханием;
−
знать правила орфоэпии при пении;
−
владеть основами музыкальной грамоты;
−
иметь представление о вокально-хоровых навыках, уметь применять их на
практике;
−
чисто интонировать мелодию произведения в унисон с сопровождением и a
capella;
−
выработать навык пения двухголосия;
−
чисто исполнять произведения в одноголосном и двухголосном изложении,
с сопровождением и a capella;
−
уметь применять приобретенные вокально-хоровые знания, умения и
навыки в пении;
−
выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения;
−
творчески подходить к исполнению музыкальных произведений.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Хоровое пение»
№
п/п

Наименование разделов

Введение в мир хорового искусства.
Знакомство
с
коллективом.
Техника
безопасности
2.
Основные вокально-хоровые навыки
3.
Дирижерский жест: внимание, дыхание,
начало, окончание пения
4.
Основные приемы звуковедения
5.
Навык «цепного дыхания». Цезура в пении
6.
Дикция и артикуляция. Роль гласных и
согласных в пении
7.
Ритм, метр, темп
8.
Музыкально-выразительные
средства
в
музыке
9.
Динамика и агогика
10. Ансамбль и строй
11. Вокально - хоровой жанр
12. Слушание музыки. Беседы и размышления
13. Анализ
музыкального
произведения.
Музыкальная форма
14. Одноголосие
15. Двухголосие
16. Постановка голоса ребенка (певческого и
речевого)
17. Развитие сольного голоса. Работа с солистами
Общее количество часов по программе
1.

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
33

Форма проведения занятий: беседы, тренинги, встречи с интересными людьми,
экскурсии, хоровое пение, инсценирование.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».