Рабочая программа курса внеурочной деятельности Раскрываем секреты текста

Приложение 23
2.1.23. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты
текста»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой
начального общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 №372, рабочей программы «Раскрываем секреты
текста» Институт стратегии развития образования, 2022 года.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
сформирована с учётом рабочей программы воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Раскрываем секреты текста»
2 класс
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют
иллюстрации
Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно соответствуют тексту:
опора на детали, описание которых есть в тексте.
Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений, которых
сообщаются в тексте.
Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в научнопопулярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или самостоятельное
иллюстрирование.
Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто такой?»
Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания иллюстраций с опорой на текст.
Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги,
посвященной выбранному слову.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте.
Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов.
Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это словоиспользовано в
тексте.
Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения фразеологического
оборота с опорой на текст.
Формулирование простых выводов на основе информации, полученнойиз текста.
Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого вывода,несложного
умозаключения.
Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию, содержащуюсяв абзаце.
Соединяем, анализируем, обобщаем.
Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте. Заполнение
пропусков в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой.
Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой логико-смысловой
структурой.
Выявление черт характера героя произведения.
Сравнение по предложенным критериям двух героев одного и того же текста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму.

Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том числе
сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов.
Выявление расхождений, установление причины расхождения.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясьна
текст
Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию,условным
обозначениям.
Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого
этикета.
Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге.
Использование предлагаемой дополнительной справочной литературыдля получения
информации в соответствии с учебной задачей.
Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся найти
выход из проблемной жизненной ситуации.
3 класс
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют
иллюстрации.
Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов,
значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре,
запись объяснения значения слова на странице книги; подбор предложений с этим словом.
Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из
предложенных или самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из предложенных или
самостоятельное иллюстрирование.
Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного описания и
предложенного изобразительного портрета.
Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение фрагментом
текста ответа на вопрос.
Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в текстеуказанная
информация.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте.
Установление связи 2–3 фактов, на которые есть указание в определенной части
текста.
Формулирование на основе двух фактов, приведенных в тексте, простыхвыводов (на
основе прочитанного/прослушанного текста).
Соединяем, анализируем, обобщаем.
Установление взаимосвязи между событиями, эпизодами художественного текста.
Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях текста, для
установления не названной в тексте причины случившегося.
Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев текста.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о которыхидет речь в
тексте.
Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста,их поступков
(например, по аналогии или по контрасту).
Определение последовательности событий в тексте.
Установление взаимосвязи разных событий информационного текста: определение
причины и следствия.
Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой частив плане.
Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или воспринятого на
слух текста.

Создание коротких устных и письменных высказываний на основе
прочитанного/прослушанного художественного и/или информационноготекста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму.
Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение).
Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые, логические,
фактические, этико-речевые). Подбор вариантов корректировкитекста.
Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста (речевые,
грамматические, орфографические, пунктуационные).
Учимся устанавливать достоверность информации текста Сопоставление двух
точек зрения, представленных в одном тексте. Сопоставление двух точек зрения,
представленных в разных текстах.
Сопоставление информации фрагмента справочного текста и заметок
путешественников.
Использованиеприема проверки достоверности информации текста на основе
информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника.
Использование справочной литературы, необходимой для уточнения информации
художественного текста.
Проверяем себя: точно ли понят текст.
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Понимание
критериев оценивания развернутых ответов. Выявление расхождений, установление
причины расхождения ответа и эталона.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясьна
текст.
Работа над мотивацией к чтению.
Создание по заданному образцу устного и письменного краткого отзыва о
прочитанном произведении.
Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогаетобучающимся
справиться с проблемой.
4 класс
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем
иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют
иллюстрации.
Создание книги «Словарь слов, которые мы узнали, читая тексты»: работа с
толковым словарем, работа с текстами (поиск в тексте объяснения значения слова,
сопоставление значения слова в контексте и в толковом словаре). Отбор примеров
употребления слова в предложениях текста.
Создание книги «Почему это происходит»: поиск информациив фрагменте текста,
содержащего объяснение явления.
Проект «Создаем таблицу». Создание таблицы на основе прочитанного научнопопулярного текста: поиск научной информации в тексте;формулирование оснований для
структурирования информации (в рамках изученного и с учетом возрастных
особенностей).
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте.
Использование информации из определенной части текста для объясненияодного из
утверждений, содержащихся в тексте.
Соединяем, анализируем, обобщаем.
Установление взаимосвязи между фактами, изложенными в научно- популярном
тексте. Обобщение информации, содержащейся в разных частях текста, для
доказательства утверждения.
Установление взаимосвязи между событиями, которые описываются автором
художественного текста.

Создание устных и письменных высказываний на заданную тему по содержанию
художественного текста (7 предложений).
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму.
Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет,
метафора, олицетворение). Понимание роли изобразительно- выразительных средств в
тексте (в рамках изученного, с учетом возрастных особенностей восприятия текста
учащимися).
Поиск в тексте ошибок, связанных с содержанием и речевым оформлением. Подбор
вариантов корректировки текста.
Учимся устанавливать достоверность информации текста.
Сравнение информации одного и нескольких текстов по предложенным
критериям. Поиск фрагментов текста, содержащих противопоставление информации.
Поиск фрагментов двух текстов, содержащих противопоставление информации.
Критерии установления достоверности информации, содержащейся в тексте.
Проверяем себя: точно ли понят текст.
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Применение
предложенных критериев оценивания развернутых ответов.
Выявление расхождений, установление причины расхождения ответаи эталона.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясьна
текст
Работа над мотивацией к чтению.
Выявление недостатка информации для решения учебной (практической)задачи на
основе предложенного текста.
Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правилречевого
этикета.
Создание развернутого устного и письменного отзыва о прочитанномпроизведении
с обоснованием собственного мнения.
Обсуждение со сверстниками собственного круга чтения.
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогаетсправиться с В
результате изучения учебного курса «Раскрываем секреты текста», сопряженного с
учебным предметов «Русский язык», «Литературное чтение» на уровне начального
общего образования, у обучающихся будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия
как основа умения учиться.
Гражданско-патриотическое воспитание: осознание сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к изучению
истории и культуры Российской Федерации.
Духовно-нравственное
воспитание:
освоение
опыта
человеческих
взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности; осознание
этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений.
Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к
художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое
отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического
опыта чтения художественной литературы.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального
благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества.
Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем
взаимоотношенийчеловека и животных, отраженных в текстах.
Ценности научного познания: развитие собственных познавательных интересов,
активности,инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
−
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии при чтении текста;
−
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактахпри
чтении текстов;
−
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
−
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении
текстов.
Базовые исследовательские действия:
−
проводить по предложенному плану несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое,
причина – следствие);
−
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования).
Работа с информацией:
−
выбирать источник получения информации;
−
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
−
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили
на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
−
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правилаинформационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
−
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
−
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение:
−
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоциипри обсуждении
прочитанных текстов;
−
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
−
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение;
−
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Совместная деятельность:

−
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
−
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
−
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
−
оценивать свой вклад в общий результат;
−
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для
получениярезультата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
К концу изучения курса внеурочной деятельности во 2 классе обучающиеся научатся:
− находить конкретные сведения, которые сообщаются в тексте, для выбора
иллюстрации или самостоятельного иллюстрирования фрагментов текста;
− формулировать устно и письменно простые выводы на основе полученной из
текста информации;
− обращаться к словарю для уточнения значения слова; находить в тексте описание
героя;
− определять последовательность событий прочитанного текста;
− составлять вопросный план текста, в котором выделены смысловые части (текст
разделен на абзацы);
− составлять номинативный план текста, в котором выделены смысловые части
(текст разделен на абзацы);
− понимать фактическое содержание текста, его смысл;
− устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; сравнивать
героев одного произведения по предложенным критериям; создавать высказывание на
заданную тему по содержанию текста (не менее 3 предложений);
− находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
− находить в тексте явные фактические и грамматические ошибки и исправлять их (в
рамках изученного);
− находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
− использовать справочную литературу для получения дополнительной информации
в соответствии с учебной задачей.
К концу изучения курса внеурочной деятельности в 3 классе обучающийся научится:
− формулировать
устно
и
письменно
простые
выводы
на
основе
прочитанного/прослушанного текста;
− находить в тексте описание пейзажа, интерьера; подтверждать ответ примерами из
текста;
− обнаруживать несовпадения словесного и изобразительного портрета героя;
− устно
и
письменно
выборочно
пересказывать
содержание
прочитанного/прослушанного текста;
− устанавливать взаимосвязь между событиями текста;
− сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям;
− создавать
устные
и
письменные
высказывания
на
основе

прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не
менее 4 предложений);
− создавать устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по
заданному образцу;
− находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
олицетворение);
− использовать словарную статью для проверки достоверности информации текста.
К концу изучения курса внеурочной деятельности в 4 классе обучающийся научится:
− структурировать информацию текста при заполнении таблицы; подтверждать ответ
примерами из текста;
− составлять план текста, в котором не выделены смысловые части; письменно
излагать прочитанный/прослушанный текст подробно и выборочно;
− устанавливать взаимосвязь между событиями текста;
− обобщать информацию из разных частей текста для доказательства утверждения,
высказанной мысли;
− сравнивать и противопоставлять информацию текста;
− создавать
устные
и
письменные
высказывания
на
основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не
менее 6 предложений)
− находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,
метафора, олицетворение);
− создавать устно и письменно краткий и развернутый отзыв о прочитанном
произведении по заданному образцу;
− находить в тексте грубые ошибки, связанные с выражением мысли, речевым
оформлением, несоблюдением норм речевого этикета (в рамках изученного);
− использовать справочную литературу для получения дополнительной информации.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Раскрываем секреты текста»
2 класс
№

Раздел

Книги, сделанные своими руками.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте.
Соединяем, анализируем, обобщаем.
Делаем текст лучше: совершенствуем
содержание и форму.
5 Проверяем себя: точно ли понят текст.
6 Как хорошо уметь читать: решаем учебные и
жизненные задачи, опираясь на текст.
Всего
1
2
3
4

Количество
часов
9
4
4
6
6
4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Единое содержание общего
образования
https://edsoo.ru/metodicheskie
_videouroki/
Библиотека ЦОК

33

3 класс
№

Раздел

1
2
3
4

Книги, сделанные своими руками.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте.
Соединяем, анализируем, обобщаем.
Делаем текст лучше: совершенствуем
содержание и форму.
Учимся
устанавливать
достоверность
информации текста.

5

Количество
часов
6
2
5
4
6

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Единое содержание общего
образования
https://edsoo.ru/metodicheskie
_videouroki/
Библиотека ЦОК

Проверяем себя: точно ли понят текст.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и
жизненные задачи, опираясь на текст.
Всего
6
7

6
4
33

4 класс
№

Раздел

Книги, сделанные своими руками.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте.
Соединяем, анализируем, обобщаем.
Делаем текст лучше: совершенствуем
содержание и форму.
5 Учимся
устанавливать
достоверность
информации текста.
6 Проверяем себя: точно ли понят текст.
7 Как хорошо уметь читать: решаем учебные и
жизненные задачи, опираясь на текст.
Всего
1
2
3
4

Количество
часов
8
1
4
4
6
6
4
33

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Единое содержание общего
образования
https://edsoo.ru/metodicheskie
_videouroki/
Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».