Приложение 23 2.1.23. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой начального общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372, рабочей программы «Раскрываем секреты текста» Институт стратегии развития образования, 2022 года. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» сформирована с учётом рабочей программы воспитания. Содержание курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» 2 класс Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте. Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений, которых сообщаются в тексте. Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в научнопопулярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или самостоятельное иллюстрирование. Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания иллюстраций с опорой на текст. Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги, посвященной выбранному слову. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте. Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов. Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это словоиспользовано в тексте. Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения фразеологического оборота с опорой на текст. Формулирование простых выводов на основе информации, полученнойиз текста. Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого вывода,несложного умозаключения. Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию, содержащуюсяв абзаце. Соединяем, анализируем, обобщаем. Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте. Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Выявление черт характера героя произведения. Сравнение по предложенным критериям двух героев одного и того же текста. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму. Проверяем себя: точно ли понят текст Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том числе сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясьна текст Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию,условным обозначениям. Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого этикета. Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге. Использование предлагаемой дополнительной справочной литературыдля получения информации в соответствии с учебной задачей. Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся найти выход из проблемной жизненной ситуации. 3 класс Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации. Приемы создания словаря «Слова, которые мы раньше не знали»: выявление слов, значение которых требует уточнения; работа со словарной статьей в толковом словаре, запись объяснения значения слова на странице книги; подбор предложений с этим словом. Поиск в тексте описания местности (пейзажа), выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование. Поиск в тексте описания интерьера, выбор иллюстраций из предложенных или самостоятельное иллюстрирование. Поиск в тексте описания героя. Поиск несовпадения словесного описания и предложенного изобразительного портрета. Создание книг с вопросами к тексту и ответами на них. Подтверждение фрагментом текста ответа на вопрос. Игра «Есть или нет» − формулирование вывода о том, есть или нет в текстеуказанная информация. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте. Установление связи 2–3 фактов, на которые есть указание в определенной части текста. Формулирование на основе двух фактов, приведенных в тексте, простыхвыводов (на основе прочитанного/прослушанного текста). Соединяем, анализируем, обобщаем. Установление взаимосвязи между событиями, эпизодами художественного текста. Выявление взаимосвязи фактов, содержащихся в разных частях текста, для установления не названной в тексте причины случившегося. Установление взаимосвязи между поступками, мыслями, чувствами героев текста. Самостоятельный выбор основания для сопоставления событий, о которыхидет речь в тексте. Самостоятельный выбор основания для сопоставления героев текста,их поступков (например, по аналогии или по контрасту). Определение последовательности событий в тексте. Установление взаимосвязи разных событий информационного текста: определение причины и следствия. Деление текста на смысловые части. Отражение каждой смысловой частив плане. Письменное выборочное изложение содержания прочитанного или воспринятого на слух текста. Создание коротких устных и письменных высказываний на основе прочитанного/прослушанного художественного и/или информационноготекста. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму. Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение). Поиск в тексте ошибок, связанных с выражением мысли (смысловые, логические, фактические, этико-речевые). Подбор вариантов корректировкитекста. Поиск в тексте ошибок, связанных с речевым оформлением текста (речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные). Учимся устанавливать достоверность информации текста Сопоставление двух точек зрения, представленных в одном тексте. Сопоставление двух точек зрения, представленных в разных текстах. Сопоставление информации фрагмента справочного текста и заметок путешественников. Использованиеприема проверки достоверности информации текста на основе информации словарной статьи и/или энциклопедии, учебника. Использование справочной литературы, необходимой для уточнения информации художественного текста. Проверяем себя: точно ли понят текст. Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Понимание критериев оценивания развернутых ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения ответа и эталона. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясьна текст. Работа над мотивацией к чтению. Создание по заданному образцу устного и письменного краткого отзыва о прочитанном произведении. Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогаетобучающимся справиться с проблемой. 4 класс Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации. Создание книги «Словарь слов, которые мы узнали, читая тексты»: работа с толковым словарем, работа с текстами (поиск в тексте объяснения значения слова, сопоставление значения слова в контексте и в толковом словаре). Отбор примеров употребления слова в предложениях текста. Создание книги «Почему это происходит»: поиск информациив фрагменте текста, содержащего объяснение явления. Проект «Создаем таблицу». Создание таблицы на основе прочитанного научнопопулярного текста: поиск научной информации в тексте;формулирование оснований для структурирования информации (в рамках изученного и с учетом возрастных особенностей). Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте. Использование информации из определенной части текста для объясненияодного из утверждений, содержащихся в тексте. Соединяем, анализируем, обобщаем. Установление взаимосвязи между фактами, изложенными в научно- популярном тексте. Обобщение информации, содержащейся в разных частях текста, для доказательства утверждения. Установление взаимосвязи между событиями, которые описываются автором художественного текста. Создание устных и письменных высказываний на заданную тему по содержанию художественного текста (7 предложений). Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму. Поиск в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение). Понимание роли изобразительно- выразительных средств в тексте (в рамках изученного, с учетом возрастных особенностей восприятия текста учащимися). Поиск в тексте ошибок, связанных с содержанием и речевым оформлением. Подбор вариантов корректировки текста. Учимся устанавливать достоверность информации текста. Сравнение информации одного и нескольких текстов по предложенным критериям. Поиск фрагментов текста, содержащих противопоставление информации. Поиск фрагментов двух текстов, содержащих противопоставление информации. Критерии установления достоверности информации, содержащейся в тексте. Проверяем себя: точно ли понят текст. Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами. Применение предложенных критериев оценивания развернутых ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения ответаи эталона. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясьна текст Работа над мотивацией к чтению. Выявление недостатка информации для решения учебной (практической)задачи на основе предложенного текста. Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правилречевого этикета. Создание развернутого устного и письменного отзыва о прочитанномпроизведении с обоснованием собственного мнения. Обсуждение со сверстниками собственного круга чтения. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Моделирование ситуаций, в которых именно умение читать помогаетсправиться с В результате изучения учебного курса «Раскрываем секреты текста», сопряженного с учебным предметов «Русский язык», «Литературное чтение» на уровне начального общего образования, у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Гражданско-патриотическое воспитание: осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к изучению истории и культуры Российской Федерации. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений. Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношенийчеловека и животных, отраженных в текстах. Ценности научного познания: развитие собственных познавательных интересов, активности,инициативности, любознательности и самостоятельности в познании. Метапредметные результаты Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: − сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии при чтении текста; − находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактахпри чтении текстов; − выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; − устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении текстов. Базовые исследовательские действия: − проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); − формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования). Работа с информацией: − выбирать источник получения информации; − согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; − распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; − соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правилаинформационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; − анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; − самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия: Общение: − воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоциипри обсуждении прочитанных текстов; − проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; − признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; − строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Совместная деятельность: − формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; − принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; − проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; − оценивать свой вклад в общий результат; − выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получениярезультата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты К концу изучения курса внеурочной деятельности во 2 классе обучающиеся научатся: − находить конкретные сведения, которые сообщаются в тексте, для выбора иллюстрации или самостоятельного иллюстрирования фрагментов текста; − формулировать устно и письменно простые выводы на основе полученной из текста информации; − обращаться к словарю для уточнения значения слова; находить в тексте описание героя; − определять последовательность событий прочитанного текста; − составлять вопросный план текста, в котором выделены смысловые части (текст разделен на абзацы); − составлять номинативный план текста, в котором выделены смысловые части (текст разделен на абзацы); − понимать фактическое содержание текста, его смысл; − устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; создавать высказывание на заданную тему по содержанию текста (не менее 3 предложений); − находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении; − находить в тексте явные фактические и грамматические ошибки и исправлять их (в рамках изученного); − находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); − использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. К концу изучения курса внеурочной деятельности в 3 классе обучающийся научится: − формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста; − находить в тексте описание пейзажа, интерьера; подтверждать ответ примерами из текста; − обнаруживать несовпадения словесного и изобразительного портрета героя; − устно и письменно выборочно пересказывать содержание прочитанного/прослушанного текста; − устанавливать взаимосвязь между событиями текста; − сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; − создавать устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 4 предложений); − создавать устно и письменно краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу; − находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); − использовать словарную статью для проверки достоверности информации текста. К концу изучения курса внеурочной деятельности в 4 классе обучающийся научится: − структурировать информацию текста при заполнении таблицы; подтверждать ответ примерами из текста; − составлять план текста, в котором не выделены смысловые части; письменно излагать прочитанный/прослушанный текст подробно и выборочно; − устанавливать взаимосвязь между событиями текста; − обобщать информацию из разных частей текста для доказательства утверждения, высказанной мысли; − сравнивать и противопоставлять информацию текста; − создавать устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений) − находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение); − создавать устно и письменно краткий и развернутый отзыв о прочитанном произведении по заданному образцу; − находить в тексте грубые ошибки, связанные с выражением мысли, речевым оформлением, несоблюдением норм речевого этикета (в рамках изученного); − использовать справочную литературу для получения дополнительной информации. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» 2 класс № Раздел Книги, сделанные своими руками. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте. Соединяем, анализируем, обобщаем. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму. 5 Проверяем себя: точно ли понят текст. 6 Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст. Всего 1 2 3 4 Количество часов 9 4 4 6 6 4 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/metodicheskie _videouroki/ Библиотека ЦОК 33 3 класс № Раздел 1 2 3 4 Книги, сделанные своими руками. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте. Соединяем, анализируем, обобщаем. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму. Учимся устанавливать достоверность информации текста. 5 Количество часов 6 2 5 4 6 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/metodicheskie _videouroki/ Библиотека ЦОК Проверяем себя: точно ли понят текст. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст. Всего 6 7 6 4 33 4 класс № Раздел Книги, сделанные своими руками. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте. Соединяем, анализируем, обобщаем. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму. 5 Учимся устанавливать достоверность информации текста. 6 Проверяем себя: точно ли понят текст. 7 Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст. Всего 1 2 3 4 Количество часов 8 1 4 4 6 6 4 33 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/metodicheskie _videouroki/ Библиотека ЦОК