2.1.17. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр» Приложение 17 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр» разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, методическое пособие «Организация деятельности школьного театра», разработанное преподавателями Театрального института имени Бориса Щукина и методистами Центра науки Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр» сформирована с учётом рабочей программы воспитания. Содержание курса внеурочной деятельности «Театр» Азбука театра Беседа о театре. Театр как вид искусства. Особенности театрального искусства. Виды театров. Правила поведения в театре. Устройство сцены и театра. Сценическая речь. Дыхание. Артикуляция. Дикция. Предмет сценической речи. Диапазон звучания. Темп речи. Интонация. Дыхательная гимнастика, фонационная (звуковая) гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Гигиенический массаж, вибрационный массаж. Актерская грамота Работа актера над собой. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе. Мышечная свобода. Зажим. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о предлагаемых обстоятельствах. Сценическое отношение – путь к образу. Сценическая задача и чувство. Сценическое действие. Мысль и подтекст. Сценический образ как «комплекс отношений». Практика. Тренинги на внимание. Выполнение упражнений на коллективную согласованность действий. Тренинги и выполнение упражнений с приемами релаксации. Выполнение упражнений: на развитие сценического внимания. Работа над дыханием. Выполнение этюдов: на достижение цели, на события, на зону молчания, на рождение слова, этюдов-наблюдений. Театральные игры Игры-импровизации. Игры-инсценировки. Игры-превращения. Игры-драматизации. Язык жестов, движений и чувств. Индивидуальные и групповые этюды. Этюдыпантомимы. Работа с реквизитом. Работа с декорациями. Инсценирование музыкальных произведений. Импровизация. Ритмопластика Точки зала (сцены); круг, колонна, линия (шеренга). Темпы: быстро, медленно, умеренно. Комплексы упражнений, тренирующих все части тела с акцентом на развитие гибкости и подвижности во время произнесения текста и выполнения сценической задачи: общее и различное. Работа над инсценировками. Чтение литературного произведение. Читка по ролям. Разучивание текстов. Этюдные репетиции на площадке. Разбор мизансцен. Выполнение сценического действия. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Театр» Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: края; − − − становление ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного − уважение к своему и другим народам; − первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: − признание индивидуальности каждого человека; − проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; − неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: − уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; − стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: − соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); − бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: − осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: − бережное отношение к природе; − неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: − первоначальные представления о научной картине мира; − познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты В результате изучения курса внеурочной деятельности «Театр» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: − сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; − объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; − определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; − находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; − выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; − устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. Базовые исследовательские действия: − определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; − с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; − сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); − проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); − формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); − прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: − выбирать источник получения информации; − согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; − распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; − соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; − анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; − самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: − воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; − проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; − признавать возможность существования разных точек зрения; − корректно и аргументированно высказывать свое мнение; − строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; − создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); − готовить небольшие публичные выступления; − подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: − формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; − принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; − проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; − ответственно выполнять свою часть работы; − оценивать свой вклад в общий результат; − выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: − планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; − выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: − устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; − корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты 2 класс − знать особенности театра как вида искусства; − соблюдать правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале); − называть театральные профессии. − ориентироваться в специальной терминологии. − слажено действовать в коллективе. − свободно ориентироваться на сценической площадке. − управлять интонацией своего голоса. − действовать в вымышленных обстоятельствах. − анализировать литературное произведение с точки зрения средств выразительности. − произносить текст внятно, с выражением. − правильно распределять дыхание. − импровизировать на заданную тему. 3 класс − владеть понятия: драма, драматургия, пьеса, акт, явление, эпизод, сцена, картина, пролог, эпилог, ремарка; − знать теоретические основы актeрского мастерства, пластики и сценической речи; − проводить рефлексии; − иметь представление об истории возникновения и развития театра; − ориентироваться в сценическом пространстве; − выполнять простые действия на сцене; − выполнять упражнения артикуляционной гимнастики и снятия мышечных зажимов; − управлять интонацией голоса; − взаимодействовать на сценической площадке с партнeром. 4 класс − знать основы сценической грамоты; − владеть понятия: жанр, драма, трагедия, комедия; − иметь представление об основах актёрского грима; − свободно ориентироваться на сценической площадке − создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ − передавать образы с помощью вербальных и невербальных выразительных средств; − выполнять базовые упражнения для проведения актерского тренинга; − произвольно удерживать внимание на заданном объекте − самостоятельно работать с музыкальным и литературным материалом. Тематическое планирование № Наименование разделов и тем программы Количест во часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1. Азбука театра. 2. Сценическая речь. 3. Театральная игра. 4. Ритмопластика 5. Работа над инсценировками. 6. Театральное представление Общее количество часов по программе 2 4 7 4 12 4 33 Библиотека ЦОК Форма проведения занятий: беседы, тренинги, встречи с интересными людьми, экскурсии, творческие гостиные, спектакли в классе и школе.