Приложение 18 2.1.18. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой начального общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372, примерной рабочей программы «Краеведение» для обучающихся 2- 4 классов, разработанной институтом развития образования Сахалинской области в 2020 году. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» сформирована с учётом рабочей программы воспитания. Содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение 1-й год обучения Раздел «Где мы живём» Родной край – Сахалинская область. Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области. Сахалинская область на карте. Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место Сахалинской области на карте Российской Федерации, субъекты-соседи. Очертания Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда (Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда. Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного города (села). Главные государственные символы Сахалинской области: герб, флаг. История зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов – герба и флага Сахалинской области – от герба и флага России. Герб островной столицы Сахалинской области – Южно- Сахалинска. Государственные символы своего города (села). История их зарождения. Родной край. Многонациональное население Сахалинской области. Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура, традиции. Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных народов Севера. Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области? Айны, нивхи, уйльта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки. Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история зарождения и развития. Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области. Составные части экономики Сахалинской области. Раздел «Природа» Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра. Моря, омывающие Сахалинскую область, крупные реки и озёра, их расположение, очертания, основные природные особенности. Опасные природные явления Сахалинской области. Опасные природные явления Сахалинской области. Явление «землетрясение». Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы? Предвестники извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения при извержениях вулканов. Природные пожары в Сахалинской области. Какие пожары бывают? Что такое природный пожар? Чем опасен природный пожар? Профессия «пожарный». Правила поведения и способы спасения при пожаре. Заглянем в подземные кладовые острова Сахалина и Курильских островов. Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть, базальт, пемза. Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы. Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: растения и грибы. Ядовитые растения и грибы. Дикие животные Сахалинской области. Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга Сахалинской области: животные. Культурные растения Сахалинской области. Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека. Домашние животные в Сахалинской области. Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни человека. Взаимосвязи в природе. Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные времена года. Раздел «Культура и образование» Культура и образование в Сахалинской области Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П. Чехова. Раздел «Путешествия» Путешествие по своему муниципальному образованию. Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр муниципального образования, история основания, основные достопримечательности. Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры муниципальных образований. Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской области. Путешествие по столице островного края – Южно‑Сахалинску. Город Южно-Сахалинск как город областного значения и административный центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города. План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности города. 2-й год обучения Раздел «Природа» Природа. Природные сообщества в Сахалинской области. Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей Сахалинской области. Леса Сахалинской области. Листопадные и хвойные леса Сахалинской области. Луга Сахалинской области. Природное сообщество (луг). Озёра и болота в Сахалинской области. Озёра и болота как природные сообщества. Обломочные породы Сахалинской области. Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалина, Курильских островов и своей местности, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы, характерные черты. Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия. Охрана природы родного края. Что изучает экология? Состояние окружающей среды в Сахалинской области: атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и животного мира. Охрана природы в Сахалинской области. Влияние человека на состояние окружающей среды. Состояние окружающей среды в Сахалинской области, экологические проблемы и риски. Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. Особенности особо охраняемых природных территорий своего муниципального образования. Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местный памятник природы. Раздел «Наша безопасность» Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской области. Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи. Почему случаются обвалы и оползни? Почему бывает сель? Опасность схода снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология». Правила поведения зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях, селевых потоках и снежных лавинах. Что изучает наука «метеорология»? Ураган и буря. Бывает ли в Сахалинской области смерч? Опасность – гроза. Раздел «Мы и наше здоровье» Вирусы и бактерии. Распространенные инфекционные заболевания в Сахалинской области. Болезни, передающиеся через укус клеща: клещевой энцефалит, болезнь Лайма. Что нужно знать о туберкулезе. Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней. Практическая работа: составляем рацион здорового питания. Раздел «Общество» Социокультурное сообщество Сахалинской области. Мы – граждане России, жители Сахалинской области, люди разных поколений, различных взглядов, социальных групп. Государственные символы Сахалинской области. Глава региона. Главы муниципальных образований. Коренные малочисленные народы Севера. Быт, хозяйственная деятельность, традиционные жилища и промыслы уйльта и эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичка-синичка». Эвенкийская литература. Творчество Семёна Александровича Надеина. Сказки «Олопотык и карав», «Коварство соболя», «Самый сильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в фольклоре национальных черт характера. Раздел «Экономика» Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ. Наиболее важные в экономике Сахалинской области полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана. Нефтегазовый комплекс Сахалинской области. Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в России завод по производству сжиженного природного газа. Профессии в нефтегазовой отрасли. Растениеводство. Основные отрасли растениеводства Сахалинской области: овощеводство, плодово-ягодное хозяйство. Продукция растениеводства. Профессии в отрасли растениеводства. Животноводство. Животноводство – отрасль сельского хозяйства: свиноводство, птицеводство, скотоводство в Сахалинской области. Продукция животноводства. Профессии в отрасли животноводства. Рыболовство. Добыча рыбы и морепродуктов в Сахалинской области. Продукция рыболовства. Профессии в отрасли рыболовства. Раздел «Путешествия» На севере острова Сахалина. Города и села на севере острова Сахалина: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и Чайво). На западном побережье о. Сахалина. Города и села западного побережья: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Александровск-Сахалинский, Углегорск, Красногорск). В центральной части острова Сахалина. Города и села центральной части острова: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Тымовское, Смирных, Буюклы, Поронайск). На юге острова Сахалина. Города на юге: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков). На Курильских островах. Главные города и населённые пункты Курильских островов: географическое положение, история, экономика, достопримечательности (Северо-Курильск, Курильск, Южно-Курильск). Наши ближайшие соседи. Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы и достопримечательности. 3-й год обучения Раздел «Земля и человечество» Мир глазами археолога. Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведений на примере родного края. Значение археологии, архивов и музеев для изучения истории. Мир глазами эколога. Сохраним природу Сахалинской области (экскурсия в природное сообщество). Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи. Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт и хозяйственная деятельность. Традиционная одежда. Культура. Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской письменности. В.М. Санги как основатель нивхской литературы, создатель письменности восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзор творчества В.М. Санги. Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудрая нерпа», «Кыкык», «Тюлени и камбала» и др. в пересказе и перево- де В.М. Санги. Герои сказки. Моральная оценка поступков героев. Сходство и различие нивхских и русских народных сказок. Раздел «Природа родного края» Равнины и горы Сахалинской области. Географические особенности расположения Северо-Сахалинской равнины, Тымь- Поронайской равнины, Сусунайской равнины, Восточно-Сахалинских гор, Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта. Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области. Происхождение названия выбранного для описания водного объекта, его природные особенности и экологические проблемы. Растительный мир морей вокруг Сахалинской области. Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека. Красная книга растений Сахалинской области. Красная книга растений Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги растений Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений. Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей или виртуальная экскурсия). Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека. Красная книга животных Сахалинской области. Красная книга животных Сахалинской области. История создания. Роль Красной книги животных Сахалинской области в охране редких и исчезающих животных. Характеристика природной зоны, в которой мы живём. Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных пород, животные. Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами! Опасность наводнения. Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правила поведения и способы спасения при опасности волн цунами. Почему происходят наводнения? Правила поведения при опасности наводнения. Раздел «Страницы истории родного края» Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье. Первые люди на острове Сахалине и Курильских островах. Ледниковый период. Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия. Крепости эпохи средневековья на острове Сахалине. Военные экспедиции монголов на остров Сахалин. Время отважных путешественников. Открытие острова Сахалина и Курильских островов русскими землепроходцами. И.Ю. Москвитин, В.Д. Поярков, В.В. Атласов. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция Г.И. Невельского и ее значение. Спор за территорию острова Сахалина и Курильских островов между Россией и Японией. Трудные переговоры второй половины XIX века. Санкт-Петербургский договор 1875 г. Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века. Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехов о жизни сахалинских поселенцев и каторжан. Русско‑японская война 1904‑1905 годов. Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои русских партизан. Подвиг крейсера «Новик». Потеря Россией южного Сахалина. Отмена каторги на острове Сахалине. Северный Сахалин в составе Советского Союза. Установление советской власти. Александровск-Сахалинский – главный город северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина: нефтяная, угольная, лесная, рыбодобывающая промышленность. Южный Сахалин в составе Японии. Губернаторство Карафуто. Тоёхара – столица губернаторства Карафуто. Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительное переселение корейцев на юг Сахалина, их непосильный труд на японских предприятиях. Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны. «Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолетов!». Завершение строительства нефтепровода на материк Оха – Софийск-на-Амуре. Сбор средств всенародной помощи фронту. Советско‑японская война 1945 г. Япония – союзница фашистской Германии. Вступление Советского Союза в войну с Японией. Разгром японских войск на Курильских островах и южном Сахалине. Герои боев за южный Сахалин и Курильские острова. Капитуляция Японии. Вхождение южного Сахалина и Курильских островов в состав Советского Союза. Мирное развитие Сахалина и Курильских островов. Образование Сахалинской области 2 января 1947 года. Восстановление городов и сел. Массовое переселение на остров Сахалин и Курильские острова советских людей. Создание авиационных и морских портов. Развитие нефтяной и угольной промышленности. Строительство школ, больниц, учреждений культуры. Знаменитые земляки, прославившие себя трудом. Сахалинская область сегодня. Глава области – губернатор. Сахалинская областная Дума и Правительство Сахалинской области. Устав Сахалинской области. Общественная палата Сахалинской области. Российского владения земля! Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ о защите территориальной целостности страны. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности курса «Краеведение» В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным предметом «Окружающий мир» на уровне начального общего образования, у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные результаты 1) формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного края; 2) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих на территории Сахалинской области; 3) знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; 4) развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; 5) установка на здоровый образ жизни; 6) основы экологической культуры: принятие ценности природного мира Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; 7) формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия –принимать и сохранять учебную задачу; –учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; –планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; –учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; –осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; –оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные универсальные учебные действия –осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; –осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; –использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; –проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; –строить сообщения в устной и письменной форме; –ориентироваться на разнообразие способов решения задач; –основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); –осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; –осуществлять синтез как составление целого из частей; –проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; –устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; –строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные универсальные учебные действия – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с интегрированным курсом «Окружающий мир», обучающиеся на ступени начального общего образования: – расширят, систематизируют и углубят исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, куль- тур и религий; лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область; – обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; – приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры Сахалинской области; – получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на территории Сахалинской области; – изучат растительный и животный мир Сахалинской области; – познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалина и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной идентичности, экологической и культурологической грамотности, научатся соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. –называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный город Сахалинской области; –различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб; –приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской области, описывать их обычаи, характерные особенности быта; –приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской области, своего города (села); –находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина; –узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области; –определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений; –наблюдать за погодой своего края; –давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности родного края; –называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам родного края; –описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера); –называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям родного края; –называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным родного края; –описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений); –описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу родного края (на примере окружающей местности); –описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним; –воспринимать родной край как частицу России; давать описание (характеристику) родного села, города (населённого пункта), региона: название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.; –особенности труда людей родного края, их профессии; –различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края; –понимать место Сахалинской области в истории России; –принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры своего края; –использовать различные источники информации (на бумажных, электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации о Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или письменных высказываний. Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор. В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения: работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию, применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и многоконфессиональном обществе. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Краеведение» 1-й год обучения № Раздел Количество часов 13 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://myhistorypark.ru 1 Где мы живем 2 Природа 12 http://litmozaika.blogspot.com/?view=classic 3 Культура и образование 3 4 Путешествие 5 https://myhistorypark.ru https://sakhodb.ru/ https://sakhodb.ru/ https://pobeda-sakhalin.ru/ Всего 33 2-й год обучения № Раздел 1 Природа 2 Наша безопасность 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http://litmozaika.blogspot.com/?view=classic https://myhistorypark.ru http:// chekhov-book-museum.ru http://www.путешествуй-безопасно.рф/ 3 Мы и наше здоровье 2 www.sakhalinzoo.ru 4 Общество 8 https://myhistorypark.ru 5 Экономика 5 6 Путешествие 7 https://myhistorypark.ru http:// chekhov-book-museum.ru https://sakhodb.ru/ http:// chekhov-book-museum.ru https://pobeda-sakhalin.ru/ Всего Количество часов 9 33 3-й год обучения № 1 Земля и человечество Количество часов 9 2 Природа родного края 12 3 Страницы истории родного края 12 Всего Раздел Электронные (цифровые) образовательные ресурсы http:// chekhov-book-museum.ru http://litmozaika.blogspot.com/?view=classic http:// chekhov-book-museum.ru www.sakhalinzoo.ru https://myhistorypark.ru https://sakhodb.ru/ https://pobeda-sakhalin.ru/ 33 Форма проведения занятий: беседа, экскурсии, интерактивные задания.