Рабочая программа курса внеурочной деятельности Краеведение

Приложение 18
2.1.18. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» разработана на
основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой начального
общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 №372, примерной рабочей программы «Краеведение» для
обучающихся 2- 4 классов, разработанной институтом развития образования Сахалинской
области в 2020 году.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение» сформирована с
учётом рабочей программы воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности «Краеведение
1-й год обучения

Раздел «Где мы живём»
Родной край – Сахалинская область.
Имя родного края – Сахалинская область. Образование Сахалинской области.
Сахалинская область на карте.
Место Сахалинской области на карте мира, страны-соседи. Место
Сахалинской области на карте Российской Федерации, субъекты-соседи. Очертания
Сахалинской области. Состав Курильских островов: Большая Курильская гряда
(Северные, Средние и Южные Курилы) и Малая Курильская гряда.
Родной край. Главные государственные символы Сахалинской области и своего родного
города (села).
Главные государственные символы Сахалинской области: герб, флаг. История
зарождения герба и флага. Отличительные знаки государственных символов – герба и флага
Сахалинской области – от герба и флага России. Герб островной столицы
Сахалинской области – Южно- Сахалинска. Государственные символы своего города
(села). История их зарождения.
Родной край. Многонациональное население Сахалинской области.
Национальный состав населения Сахалинской области; язык, культура,
традиции. Жилища, быт, хозяйственная деятельность и культура коренных малочисленных
народов Севера. Какой народ можно считать коренным народом Сахалинской области?
Айны, нивхи, уйльта, нанайцы, эвенки: путь на остров Сахалин. Места расселения
коренных народов. Нанайские сказки «Айога», «Заяц и сорока», «Синичка» и др. Сказка
как жанр. Отражение народной мудрости в сказке. Уроки сказки.
Город и село.
Характерные особенности городских и сельских поселений Сахалинской
области. Преимущественные занятия жителей города и села. Наш город (село): история
зарождения и развития.
Значение труда в жизни человека и общества Сахалинской области.
Составные части экономики Сахалинской области.
Раздел «Природа»
Водные богатства Сахалинской области: моря, реки, озёра. Моря, омывающие
Сахалинскую область, крупные реки и озёра, их расположение, очертания, основные
природные особенности.
Опасные природные явления Сахалинской области.
Опасные природные явления Сахалинской области. Явление «землетрясение».
Предвестники землетрясений. Профессия «сейсмолог». Правила поведения и способы

спасения при землетрясениях. Почему извергаются вулканы? Предвестники
извержения вулкана. Профессия «геофизик». Правила поведения и способы спасения
при извержениях вулканов.
Природные пожары в Сахалинской области.
Какие пожары бывают? Что такое природный пожар? Чем опасен природный
пожар? Профессия «пожарный». Правила поведения и способы спасения при пожаре.
Заглянем в подземные кладовые острова Сахалина и Курильских островов.
Горные породы Сахалинской области: песчаник, глина, гранит, уголь, нефть,
базальт, пемза.
Дикорастущие растения Сахалинской области: деревья, кустарники, травы. Грибы.
Распространённые деревья, кустарники и травы Сахалинской области. Красная
книга Сахалинской области: растения и грибы. Ядовитые растения и грибы.
Дикие животные Сахалинской области.
Распространённые дикие животные Сахалинской области. Красная книга
Сахалинской области: животные.
Культурные растения Сахалинской области.
Основные культурные растения Сахалинской области, их роль в жизни человека.
Домашние животные в Сахалинской области.
Основные группы домашних животных в Сахалинской области, их роль в жизни
человека.
Взаимосвязи в природе.
Сезонные изменения в жизни растений и животных родного края. Взаимосвязи
живой и неживой природы. Сезонные явления, характерные для родного края в разные
времена года.
Раздел «Культура и образование»
Культура и образование в Сахалинской области
Учреждения культуры (музей, театр, выставочный зал, концертный зал,
библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет) в
Сахалинской области, городе (селе), их роль в жизни человека и общества.
Разнообразие музеев, музеи Сахалинской области, носящие имя А.П. Чехова.
Раздел «Путешествия»
Путешествие по своему муниципальному образованию.
Мой родной город (село), в котором я живу. В состав какого муниципального
образования Сахалинской области он (оно) входит? Административный центр
муниципального образования, история основания, основные достопримечательности.
Путешествие по Сахалинской области. Главные города – административные центры
муниципальных образований.
Муниципальные образования Сахалинской области. Города Сахалинской
области.
Путешествие по столице островного края – Южно‑Сахалинску.
Город Южно-Сахалинск как город областного значения и административный
центр Сахалинской области. Первоначальные сведения об истории основания города.
План Южно-Сахалинска. Герб Южно-Сахалинска. Основные достопримечательности
города.
2-й год обучения
Раздел «Природа»
Природа. Природные сообщества в Сахалинской области.
Разнообразие природы родного края. Основные природные сообщества
Сахалинской области. Ценность родной природы для жителей Сахалинской области.
Леса Сахалинской области.
Листопадные и хвойные леса Сахалинской области.
Луга Сахалинской области.

Природное сообщество (луг).
Озёра и болота в Сахалинской области. Озёра и болота как природные сообщества.
Обломочные породы Сахалинской области.
Знакомство с обломочными горными породами острова Сахалина, Курильских
островов и своей местности, их виды: галька, гравий, валуны, глыбы, характерные
черты.
Экология. Экологические проблемы Сахалинской области: причины и последствия.
Охрана природы родного края.
Что изучает экология? Состояние окружающей среды в Сахалинской области:
атмосферный воздух, водные ресурсы, состояние растительного и животного мира.
Охрана природы в Сахалинской области.
Влияние человека на состояние окружающей среды.
Состояние окружающей среды в Сахалинской области, экологические проблемы
и риски.
Природоохранная деятельность в Сахалинской области. Изучение особо охраняемых
природных территорий своего муниципального образования.
Особенности особо охраняемых природных территорий своего муниципального
образования. Охрана памятников природы в Сахалинской области. Местный памятник
природы.
Раздел «Наша безопасность»
Природа и наша безопасность. Обвалы, оползни, снежные лавины в Сахалинской
области. Климатические опасные явления: ураганы, бури, грозы, смерчи.
Почему случаются обвалы и оползни? Почему бывает сель? Опасность схода
снежных лавин в Сахалинской области. Наука «гляциология». Правила поведения
зимой в горах, способы спасения при обвалах/оползнях, селевых потоках и снежных
лавинах. Что изучает наука «метеорология»? Ураган и буря. Бывает ли в Сахалинской
области смерч? Опасность – гроза.
Раздел «Мы и наше здоровье»
Вирусы и бактерии.
Распространенные инфекционные заболевания в Сахалинской области. Болезни,
передающиеся через укус клеща: клещевой энцефалит, болезнь Лайма. Что нужно знать
о туберкулезе.
Основы ЗОЖ и профилактика инфекционных болезней.
Практическая работа: составляем рацион здорового питания.
Раздел «Общество»
Социокультурное сообщество Сахалинской области.
Мы – граждане России, жители Сахалинской области, люди разных поколений,
различных взглядов, социальных групп. Государственные символы Сахалинской
области. Глава региона. Главы муниципальных образований.
Коренные малочисленные народы Севера.
Быт, хозяйственная деятельность, традиционные жилища и промыслы уйльта и
эвенков. Уйльтинский фольклор. Сказка-потешка «Птичка-синичка». Эвенкийская
литература. Творчество Семёна Александровича Надеина. Сказки «Олопотык и карав»,
«Коварство соболя», «Самый сильный» и др. Мастерство писателя. Выражение в
фольклоре национальных черт характера.
Раздел «Экономика»
Полезные ископаемые Сахалинской области: уголь, нефть, газ.
Наиболее важные в экономике Сахалинской области полезные ископаемые.
Значение, способы добычи и охрана.
Нефтегазовый комплекс Сахалинской области.
Добыча нефти и газа, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2», первый в России
завод по производству сжиженного природного газа. Профессии в нефтегазовой

отрасли.
Растениеводство.
Основные отрасли растениеводства Сахалинской области: овощеводство,
плодово-ягодное хозяйство. Продукция растениеводства. Профессии в отрасли
растениеводства.
Животноводство.
Животноводство – отрасль сельского хозяйства: свиноводство, птицеводство,
скотоводство в Сахалинской области. Продукция животноводства. Профессии в
отрасли животноводства.
Рыболовство.
Добыча рыбы и морепродуктов в Сахалинской области. Продукция
рыболовства. Профессии в отрасли рыболовства.
Раздел «Путешествия»
На севере острова Сахалина.
Города и села на севере острова Сахалина: географическое положение,
история, экономика, достопримечательности (Оха, Ноглики и Чайво).
На западном побережье о. Сахалина.
Города и села западного побережья: географическое положение, история,
экономика,
достопримечательности
(Александровск-Сахалинский,
Углегорск,
Красногорск).
В центральной части острова Сахалина.
Города и села центральной части острова: географическое положение, история,
экономика, достопримечательности (Тымовское, Смирных, Буюклы, Поронайск).
На юге острова Сахалина.
Города на юге: географическое положение, история, экономика,
достопримечательности (Долинск, Невельск, Холмск, Корсаков).
На Курильских островах.
Главные города и населённые пункты Курильских островов: географическое
положение, история, экономика, достопримечательности (Северо-Курильск, Курильск,
Южно-Курильск).
Наши ближайшие соседи.
Япония, Северная Корея, Южная Корея, Китай, их столицы и
достопримечательности.
3-й год обучения
Раздел «Земля и человечество»
Мир глазами археолога.
Понятие об археологии как науке. Источники исторических сведений на примере
родного края. Значение археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Мир глазами эколога.
Сохраним природу Сахалинской области (экскурсия в природное сообщество).
Мир глазами этнографа: айны, нанайцы, нивхи.
Места проживания айнов, нанайцев, нивхов. Жилища, быт и хозяйственная
деятельность.
Традиционная одежда. Культура.
Мир глазами писателя. Владимир Михайлович Санги и его роль в создании нивхской
письменности.
В.М. Санги как основатель нивхской литературы, создатель письменности
восточно-сахалинского диалекта нивхского языка. Обзор творчества В.М. Санги.
Сказки «Бурундук, кедровка и медведь», «Мудрая нерпа», «Кыкык», «Тюлени и
камбала» и др. в пересказе и перево- де В.М. Санги. Герои сказки. Моральная оценка
поступков героев. Сходство и различие нивхских и русских народных сказок.
Раздел «Природа родного края»

Равнины и горы Сахалинской области.
Географические особенности расположения Северо-Сахалинской равнины,
Тымь- Поронайской равнины, Сусунайской равнины, Восточно-Сахалинских гор,
Западно-Сахалинских гор, Сусунайского хребта.
Характеристика крупнейшей реки, моря или озера Сахалинской области.
Происхождение названия выбранного для описания водного объекта, его
природные особенности и экологические проблемы.
Растительный мир морей вокруг Сахалинской области.
Растения морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.
Красная книга растений Сахалинской области.
Красная книга растений Сахалинской области. История создания. Роль
Красной книги растений Сахалинской области в охране редких и исчезающих растений.
Животный мир морей вокруг Сахалинской области (экскурсия в краеведческий музей
или виртуальная экскурсия).
Животные морей Сахалинской области, их роль в природе и жизни человека.
Красная книга животных Сахалинской области.
Красная книга животных Сахалинской области. История создания. Роль
Красной книги животных Сахалинской области в охране редких и исчезающих
животных.
Характеристика природной зоны, в которой мы живём.
Природная зона тайги: особенности почв, состава древесных пород, животные.
Опасные природные явления в Сахалинской области. Внимание – цунами! Опасность
наводнения. Явление «цунами». Есть ли у цунами предвестники? Правила поведения и
способы спасения при опасности волн цунами. Почему происходят наводнения?
Правила поведения при опасности наводнения.
Раздел «Страницы истории родного края»
Остров Сахалин и Курильские острова в древности и средневековье.
Первые люди на острове Сахалине и Курильских островах. Ледниковый период.
Сухопутные мосты. Древние люди островов и их занятия. Крепости эпохи
средневековья на острове Сахалине. Военные экспедиции монголов на остров Сахалин.
Время отважных путешественников.
Открытие острова Сахалина и Курильских островов русскими землепроходцами.
И.Ю. Москвитин, В.Д. Поярков, В.В. Атласов. Первая русская кругосветная экспедиция
И.Ф. Крузенштерна. Экспедиция Г.И. Невельского и ее значение.
Спор за территорию острова Сахалина и Курильских островов между Россией и
Японией. Трудные переговоры второй половины XIX века. Санкт-Петербургский договор
1875 г.
Заселение и освоение острова русскими людьми во второй половине XIX века.
Сахалинская каторга. Хозяйство и быт русских поселенцев. А.П. Чехов о жизни
сахалинских поселенцев и каторжан.
Русско‑японская война 1904‑1905 годов.
Вторжение японцев на остров Сахалин. Оборонительные бои русских партизан.
Подвиг крейсера «Новик». Потеря Россией южного Сахалина. Отмена каторги на
острове Сахалине.
Северный Сахалин в составе Советского Союза.
Установление советской власти. Александровск-Сахалинский – главный город
северного Сахалина. Хозяйство северного Сахалина: нефтяная, угольная, лесная,
рыбодобывающая промышленность.
Южный Сахалин в составе Японии.
Губернаторство Карафуто. Тоёхара – столица губернаторства Карафуто.
Освоение природных богатств южного Сахалина. Принудительное переселение
корейцев на юг Сахалина, их непосильный труд на японских предприятиях.

Северный Сахалин в годы Великой Отечественной войны.
«Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолетов!». Завершение
строительства нефтепровода на материк Оха – Софийск-на-Амуре. Сбор средств
всенародной помощи фронту.
Советско‑японская война 1945 г.
Япония – союзница фашистской Германии. Вступление Советского Союза в
войну с Японией. Разгром японских войск на Курильских островах и южном Сахалине.
Герои боев за южный Сахалин и Курильские острова. Капитуляция Японии. Вхождение
южного Сахалина и Курильских островов в состав Советского Союза.
Мирное развитие Сахалина и Курильских островов.
Образование Сахалинской области 2 января 1947 года. Восстановление городов и
сел. Массовое переселение на остров Сахалин и Курильские острова советских людей.
Создание авиационных и морских портов. Развитие нефтяной и угольной
промышленности. Строительство школ, больниц, учреждений культуры. Знаменитые
земляки, прославившие себя трудом.
Сахалинская область сегодня.
Глава области – губернатор. Сахалинская областная Дума и Правительство
Сахалинской области. Устав Сахалинской области. Общественная палата Сахалинской
области.
Российского владения земля!
Попытки Японии вернуть Курильские острова. Конституция РФ о защите
территориальной целостности страны.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности курса
«Краеведение»
В результате изучения учебного курса «Краеведение», сопряженного с учебным
предметом
«Окружающий мир» на уровне начального общего образования, у обучающихся
будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные
универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
1)
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину,
историю Сахалинской области, осознание ответственности за благополучие родного
края;
2)
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре народов,
проживающих на территории Сахалинской области;
3)
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
4)
развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
5)
установка на здоровый образ жизни;
6)
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира
Сахалинской области, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
7)
формирование эстетических чувств на основе наблюдений за природой
Сахалинской области, знакомства с многонациональной культурой родного края.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
–принимать и сохранять учебную задачу;
–учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;

–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
–осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве Интернета;
–осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–строить сообщения в устной и письменной форме;
–ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
–осуществлять синтез как составление целого из частей;
–проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
–строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты
ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных

коммуникативных задач, строить
монологическое
высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Краеведение», сопряженного с
интегрированным курсом «Окружающий мир», обучающиеся на ступени начального
общего образования:
– расширят, систематизируют и углубят исходные представления о природных и
социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами
практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести
целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
куль- тур и религий; лучше узнать свою малую родину – Сахалинскую область;
– обретут чувство гордости за свою малую родину – Сахалинскую область,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей
многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской
идентичности;
– приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры Сахалинской области;
– получат возможность осознать своё место в мире на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного
опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного
отношения к иному мнению, истории, культуре других народов, проживающих на
территории Сахалинской области;
–
изучат растительный и животный мир Сахалинской области;
– познакомятся с традициями и устоями коренных народов острова Сахалина
и Курильских островов, с творчеством поэтов и писателей Сахалинской области.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей региональной
идентичности, экологической и культурологической грамотности, научатся соблюдать
правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят
элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
–называть субъект РФ – Сахалинскую область, находить на карте
Сахалинскую область (о. Сахалин, Курильские острова), г. Южно-Сахалинск – главный
город Сахалинской области;
–различать государственные символы Сахалинской области – флаг, герб;
–приводить примеры народов, проживающих на территории Сахалинской
области, описывать их обычаи, характерные особенности быта;
–приводить примеры учреждений культуры и образования Сахалинской
области, своего города (села);
–находить и показывать на карте Сахалинской области моря, омывающие
Сахалин и Курильские острова, реки и озёра Сахалина;
–узнавать важнейшие природные объекты своего села, города, области;
–определять смену времён года в родном крае на основе наблюдений;
–наблюдать за погодой своего края;
–давать краткую характеристику на основе наблюдений особенностям поверхности
родного края;
–называть, давать краткую характеристику на основе наблюдений водоёмам
родного края;
–описывать полезные ископаемые родного края (2-3 примера);

–называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений растениям
родного края;
–называть и давать краткую характеристику на основе наблюдений животным
родного края;
–описывать природные сообщества родного края (2-3 примера на основе
наблюдений);
–описывать положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу родного края (на примере окружающей местности);
–описывать главный город Сахалинской области – Южно-Сахалинск:
достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним;
–воспринимать родной край как частицу России; давать описание
(характеристику) родного села, города (населённого пункта), региона: название,
основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.;
–особенности труда людей родного края, их профессии;
–различать прошлое, настоящее, будущее своего родного края;
–понимать место Сахалинской области в истории России;
–принимать посильное участие в охране памятников природы, истории и культуры
своего края;
–использовать различные источники информации (на бумажных, электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации о
Сахалинской области, родном городе (селе) для создания собственных устных или
письменных высказываний.
Использование краеведческого материала способствует активизации учебного
процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на
патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви
к родному краю, развивает кругозор.
В процессе освоения материала у школьников формируются базовые умения:
работать с краеведческой литературой, анализировать полученную информацию,
применять коммуникативные навыки, использовать исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном мире, полиэтническом и
многоконфессиональном обществе.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Краеведение»
1-й год обучения
№

Раздел

Количество
часов
13

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://myhistorypark.ru

1

Где мы живем

2

Природа

12

http://litmozaika.blogspot.com/?view=classic

3

Культура и образование

3

4

Путешествие

5

https://myhistorypark.ru
https://sakhodb.ru/
https://sakhodb.ru/
https://pobeda-sakhalin.ru/

Всего

33

2-й год обучения
№

Раздел

1

Природа

2

Наша безопасность

2

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http://litmozaika.blogspot.com/?view=classic
https://myhistorypark.ru
http:// chekhov-book-museum.ru
http://www.путешествуй-безопасно.рф/

3

Мы и наше здоровье

2

www.sakhalinzoo.ru

4

Общество

8

https://myhistorypark.ru

5

Экономика

5

6

Путешествие

7

https://myhistorypark.ru
http:// chekhov-book-museum.ru
https://sakhodb.ru/
http:// chekhov-book-museum.ru
https://pobeda-sakhalin.ru/

Всего

Количество
часов
9

33

3-й год обучения
№
1

Земля и человечество

Количество
часов
9

2

Природа родного края

12

3

Страницы истории родного
края

12

Всего

Раздел

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
http:// chekhov-book-museum.ru
http://litmozaika.blogspot.com/?view=classic
http:// chekhov-book-museum.ru
www.sakhalinzoo.ru
https://myhistorypark.ru
https://sakhodb.ru/
https://pobeda-sakhalin.ru/

33

Форма проведения занятий: беседа, экскурсии, интерактивные задания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».