Приложение 19 2.1.19. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой начального общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372, авторской учебной программы М.В. Буряк, С.А. Шейкина «Функциональная грамотность». Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» сформирована с учётом рабочей программы воспитания. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. 2 класс Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы начального общего образования отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: Гражданско-патриотического воспитания: − становление ценностного отношения к своей Родине - России; − осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; − сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; − уважение к своему и другим народам; − первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственного воспитания: − признание индивидуальности каждого человека; − проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; − неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: − уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; − стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: − соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); − бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: − осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: − бережное отношение к природе; − неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: − первоначальные представления о научной картине мира; − познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметные результаты В результате изучения курса внеурочной деятельности»Функциональная грамотность» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: − сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; − объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; − определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; − находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; − выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; − устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. Базовые исследовательские действия: − определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; − с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; − сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); − проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие); − формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); − прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: − выбирать источник получения информации; − согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; − распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки; − соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; − анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; − самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: − воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; − проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; − признавать возможность существования разных точек зрения; − корректно и аргументированно высказывать свое мнение; − строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; − создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); − готовить небольшие публичные выступления; − подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: − формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; − принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; − проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; − ответственно выполнять свою часть работы; − оценивать свой вклад в общий результат; − выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: − планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; − выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: − устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; − корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок Предметные результаты 1 класс Предметные результаты курса внеурочной деятельности по блокам Читательская грамотность: − – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Математическая грамотность: − способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; − способность проводить математические рассуждения; − способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; − способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Естественно-научная грамотность: − способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; − способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Финансовая грамотность: − понимание и правильное использование экономических терминов; − представление о роли денег в семье и обществе; − умение характеризовать виды и функции денег; − знание источников доходов и направлений расходов семьи; − умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; − определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; − проведение элементарных финансовых расчётов. 2 класс Читательская грамотность: − способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; − способность различать тексты различных жанров и типов; − умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; − умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; − умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Математическая грамотность: − способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; − способность проводить математические рассуждения; − способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; − способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Естественно-научная грамотность: − способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; − способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 3 класс Читательская грамотность: − способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; − способность различать тексты различных жанров и типов; − умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; − умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; − умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Математическая грамотность: − способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; − способность проводить математические рассуждения; − способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; − способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Естественно-научная грамотность: − способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; − способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4 класс Читательская грамотность: − способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; − умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; − умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; − умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Естественно-научная грамотность: − способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; − способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Математическая грамотность: − способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; − способность проводить математические рассуждения; − способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; − способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 1 класс №п/п Наименование разделов 1 Читательская грамотность 2 Естественно научная грамотность 3 Математическая грамотность 4 Финансовая грамотность Общее количество часов по программе Количество часов 8 8 8 8 32 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 2 класс №п/п Наименование разделов Количество часов 1 Читательская грамотность 2 Естественно научная грамотность 3 Математическая грамотность Общее количество часов по программе 10 10 13 33 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 3 класс №п/п Наименование разделов Количество часов 1 Читательская грамотность 2 Естественно научная грамотность 3 Математическая грамотность Общее количество часов по программе 10 10 13 33 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 4 класс №п/п Наименование разделов 1 Читательская грамотность 2 Естественно научная грамотность 3 Математическая грамотность Общее количество часов по программе Количество часов 10 10 13 33 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК Форма проведения занятий: беседы, тренинги, встречи с интересными людьми, экскурсии, олимпиады, предметные недели.