Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность

Приложение 19
2.1.19. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана на основе Требований к результатам освоения программы начального общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования, утверждённого приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021г. №286, Федеральной образовательной программой
начального общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 18.05.2023 №372, авторской учебной программы М.В. Буряк,
С.А. Шейкина «Функциональная грамотность».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
сформирована с учётом рабочей программы воспитания.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
2 класс
Читательская
грамотность:
понятия
«художественный» и
«научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений
в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел
первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр
окружности, периметр треугольника.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав
и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия
частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка

прочитанного.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела,
свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений
в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы
по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее однолетнее
растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки
посадки, возможности использования человеком.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений
в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на
нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение
различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены
товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками, умение пользоваться калькулятором
Планируемые результаты освоения курса
внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
отражают готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
− становление ценностного отношения к своей Родине - России;
− осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
− сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
− уважение к своему и другим народам;
− первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
− признание индивидуальности каждого человека;
− проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
− неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Эстетического воспитания:
−
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов;

−
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
− соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
− бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
− осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных
видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
− бережное отношение к природе;
− неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
− первоначальные представления о научной картине мира;
− познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметные результаты

В результате изучения курса внеурочной деятельности»Функциональная грамотность» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:
− сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
− объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
− определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
− находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
− выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи
на основе предложенного алгоритма;
− устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
− определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
− с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
− сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
− проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);
− формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения,
исследования);
− прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
− выбирать источник получения информации;
− согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;

− распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
− соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
− анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую,
информацию в соответствии с учебной задачей;
− самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
− воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
− проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
− признавать возможность существования разных точек зрения;
− корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
− строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
− создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
− готовить небольшие публичные выступления;
− подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
− формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
− принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
− проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
− ответственно выполнять свою часть работы;
− оценивать свой вклад в общий результат;
− выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
−
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
−
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
−
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
−
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
Предметные результаты
1 класс
Предметные результаты курса внеурочной деятельности по блокам
Читательская грамотность:
− – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность:
− способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
− способность проводить математические рассуждения;

− способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
− способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Естественно-научная грамотность:
− способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
− способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Финансовая грамотность:
− понимание и правильное использование экономических терминов;
− представление о роли денег в семье и обществе;
− умение характеризовать виды и функции денег;
− знание источников доходов и направлений расходов семьи;
− умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
− определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
− проведение элементарных финансовых расчётов.
2 класс
Читательская грамотность:
− способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
− способность различать тексты различных жанров и типов;
− умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
− умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
− умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Математическая грамотность:
− способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
− способность проводить математические рассуждения;
− способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
− способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Естественно-научная грамотность:
− способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
− способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
3 класс
Читательская грамотность:

− способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
− способность различать тексты различных жанров и типов;
− умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
− умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
− умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Математическая грамотность:
− способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
− способность проводить математические рассуждения;
− способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
− способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Естественно-научная грамотность:
− способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
− способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
4 класс
Читательская грамотность:
− способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
− умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
− умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
− умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Естественно-научная грамотность:
− способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
− способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Математическая грамотность:
− способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
− способность проводить математические рассуждения;
− способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
− способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»

1 класс
№п/п Наименование разделов
1
Читательская грамотность
2
Естественно научная грамотность
3
Математическая грамотность
4
Финансовая грамотность
Общее количество часов по программе

Количество часов
8
8
8
8
32

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК

2 класс
№п/п

Наименование разделов

Количество часов

1
Читательская грамотность
2
Естественно научная грамотность
3
Математическая грамотность
Общее количество часов по программе

10
10
13
33

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

3 класс
№п/п

Наименование разделов

Количество часов

1
Читательская грамотность
2
Естественно научная грамотность
3
Математическая грамотность
Общее количество часов по программе

10
10
13
33

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

4 класс
№п/п Наименование разделов
1
Читательская грамотность
2
Естественно научная грамотность
3
Математическая грамотность
Общее количество часов по программе

Количество часов
10
10
13
33

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

Форма проведения занятий: беседы, тренинги, встречи с интересными людьми,
экскурсии, олимпиады, предметные недели.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».