Рабочая программа курса внеурочной деятельности Основы логики и алгоритмики

Приложение 15
2.1.15. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы логики и
алгоритмики»
Рабочая программа начального общего образования по курсу внеурочной
деятельности «Основы логики и алгоритмики» составлена на основе требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 05 2021 №
286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»), Федеральной образовательной программой начального
общего образования утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 18.05.2023 №372, с учётом Примерной программы воспитания (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 23 июня 2022 г № 3/20)), Приказа Министерства просвещения РФ от 2 декабря
2019 г № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»
Содержание курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»
3 класс
Цифровая грамотность
Аппаратное обеспечение компьютера. Устройства компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор,
оперативная память, системный блок (описание и назначение).
Компьютер —
универсальное устройство для работы с информацией. Программное обеспечение
компьютера (примеры и назначение). Основные элементы рабочего окна программы.
Рабочий стол. Ярлык программы. Меню «Пуск», меню программ. Файлы и папки
(инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть,
удалить). Поиск информации.
Теоретические основы информатики
Понятие «информация» Виды информации по форме представления Способы
организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка
(три вида обработки информации). Носитель информации (виды носителей информации).
Источник информации, приёмник информации. Способы организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые диаграммы. Представление информации. Виды информации
по способу представления. Объект, свойство объекта, группировка объектов, общие и
отличающие свойства. Нахождение лишнего объекта. Высказывания. Одинаковые по
смыслу высказывания. Логические конструкции «все», «ни один», «некоторые». Решение
задач с помощью логических преобразований
Алгоритмы и программирование
Алгоритмы и языки программирования. Свойства алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность. Понятие «Алгоритм». Способы записи
алгоритмов. Команда. Программа. Блок-схема Элементы блок-схемы: начало, конец,
команда, стрелка. Построение блок-схемы по тексту. Циклические алгоритмы. Блок-схема
циклического алгоритма. Элемент блок-схемы: цикл. Построение блок-схемы
циклического алгоритма по блок-схеме линейного алгоритма. Работа в среде формального
исполнителя.
Информационные технологии
Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа. Интерфейс
текстового процессора. Редактирование текста. Инструменты редактирования: удалить,
копировать, вставить, разделить на абзацы, исправить ошибки. Форматирование.
Инструменты форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте:

добавление, положение. Стандартный графический редактор. Создание и сохранение
графического файла. Инструменты графического редактора: заливка, фигуры, цвет, ластик,
подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра. Работа с фрагментами картинок.
Копирование фрагмента изображения. Добавление цвета в палитру. Масштабирование
изображений
4 класс
Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи, хранения и обработки
информации. Аппаратное обеспечение компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь,
монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память, процессор,
системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран. Основные и
периферийные устройства компьютера. Устройства ввода, вывода и ввода-вывода.
Программное обеспечение (основные и прикладные программы). Операционная система.
Кнопки управления окнами Рабочий стол. Меню «Пуск», меню программ. Файловая
система компьютера.
Теоретические основы информатики
Понятие «информация». Виды информации по форме представления. Способы
организации информации и информационные процессы. Хранение, передача, обработка
(развёрнутое представление). Источник информации, приёмник информации. Объекты и их
свойства. Объект, имя объектов, свойства объектов.
Логические утверждения.
Высказывания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все», «ни один», «некоторые»,
сложные с конструкциями «и», «или».
Алгоритмы и программирование
Алгоритмы. Визуальная среда программирования Scratch. Интерфейс визуальной
среды программирования Scratch. Линейный алгоритм и программы. Скрипты на Scratch.
Действия со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться» «спрятаться»,
«ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращение,
движение. Алгоритм с ветвлением и его блок-схема. Использование условий при
составлении программ на Scratch.
Информационные технологии
Графический редактор. Создание и сохранение графического файла. Инструменты
графического редактора: карандаш, заливка, фигуры (дополнительные параметры фигур),
цвет, ластик, текст, кисти. Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба
изображения и размера рабочего полотна. Копирование и вставка фрагмента изображения.
Коллаж. Текстовый процессор. Создание и сохранение текстового документа.
Редактирование текста средствами текстового процессора и с использованием «горячих»
клавиш. Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на
абзацы, исправить ошибки. Форматирование. Инструменты форматирования: шрифт,
кегль, начертание, цвет. Изображения в тексте: добавление, положение. Маркированные и
нумерованные списки. Знакомство с редактором презентаций. Способы организации
информации. Добавление объектов на слайд: заголовок, текст, таблица, схема. Оформление
слайдов. Действия со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить, переместить.
Макет слайдов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Основы логики и алгоритмики»
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы начального общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение
первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся
руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-

нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в
части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам,
признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности.
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности,
в разных видах художественной деятельности .
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни;
выполнение правил безопасного поведения в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Ценности научного познания:
формирование первоначальных представлений о научной картине мира;
осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности,
инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств.
Метапредметные результаты
В результате изучения учебного курса «Занимательная информатика» у
обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные
действия.
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать
предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на
основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации)
на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать
изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий
(на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое,
причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию
в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе
предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
3 класс
К концу обучения в 3 классе по курсу обучающийся на учится:
Цифровая грамотность:
−
различать и использовать обеспечение компьютера: микрофон, камера,
клавиатура, мышь, монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, процессор,
оперативная па- мять, системный блок, устройства, передающие информацию от
пользователя компьютеру, устройства, передающие ин- формацию от компьютера
пользователю;
−
пользоваться программным обеспечением компьютера: кнопки управления
окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ;
−
пользоваться файловой системой компьютера (понятия «файл» и «папка»,
инструкции по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть,
удалить);
−
осуществлять простой поиск информации .
Теоретические основы информатики:
−
определять виды информации по форме представления;
−
пользоваться различными способами организации информации и
информационными процессами;
−
различать основные информационные процессы: хранение (носитель
информации, виды носителей информации), передача (источник информации, канал
связи, приёмник информации), обработка (виды обработки информации);
−
группировать объекты;
−
определять общие и отличающие свойства объектов;
−
находить лишний объект;
−
определять одинаковые по смыслу высказывания;
−
использовать логические конструкции «все», «ни один», «некоторые»;
−
решать задачи с помощью логических преобразований
Алгоритмы и программирование:
−
иметь представление об алгоритмах и языках программирования;
−
определять алгоритм по свойствам;
−
иметь представление о различных способах записи алгоритмов;
−
знать основные элементы блок-схемы: начало, конец, команда, стрелка;
−
строить блок-схему по тексту;
−
иметь представление о циклических алгоритмах;
−
строить блок-схему циклического алгоритма;
−
знать элемент блок-схемы «цикл»;
−
строить блок-схему циклического алгоритма по блок-схеме линейного
алгоритма;
−
различать основные элементы среды визуального программирования
Scratch;
−
использовать понятия «спрайт» и «скрипт»;
−
составлять простые скрипты в среде визуального програм мирования Scratch
−
Информационные технологии:
−
знать, что такое текстовый процессор;
−
отличать текстовый процессор от текстового редактора;

−
создавать и сохранять текстовый документ средствами текстового
процессора;
−
знать основные элементы интерфейса текстового процессора;
−
знать правила набора текста в текстовом процессоре;
−
редактировать текст в текстовом процессоре: удалить, копировать, вставить,
разделить на абзацы, исправить ошибки;
−
знать понятие «форматирование»;
−
пользоваться базовыми функциями форматирования: шрифт, кегль,
начертание, цвет;
−
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора;
−
изменять положение изображения в тексте средствами текстового
процессора;
−
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет,
ластик, подпись, кисти, фон, контур фигур, масштаб, палитра, фрагменты картинок,
копирование фрагмента изображения.
4 класс
К концу обучения в 4 классе по курсу обучающийся научится:
Цифровая грамотность:
−
различать и использовать аппаратное обеспечение компьютера: устройства
ввода, устройства вывода и устройства ввода-вывода;
−
различать программное обеспечение компьютера: операционная система,
кнопки управления окнами, рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая
система компьютера
Теоретические основы информатики:
−
определять виды информации по способу получения и по форме
представления;
−
пользоваться различными способами организации информации в
повседневной жизни;
−
иметь развёрнутое представление об основных информационных
процессах;
−
оперировать объектами и их свойствами;
−
использовать знания основ логики в повседневной жизни;
−
строить различные логические высказывания: простые, с отрицанием, с
конструкциями «все», «ни один», «некоторые», сложные с конструкциями «и», «или»
Алгоритмы и программирование:
−
знать элементы интерфейса визуальной среды программирования Scratch;
−
создавать простые скрипты на Scratch;
−
программировать действия со спрайтами: смена костюма, команд
«говорить», «показаться», «спрятаться», «ждать»;
−
реализовывать в среде визуального программирования Scratch циклы,
анимацию, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращения, движение;
−
иметь представление об алгоритме с ветвлением и его блок-схеме;
−
использовать условия при составлении программ на Scratch
−
Информационные технологии:
−
работать в стандартном графическом редакторе: заливка, фигуры, цвет,
ластик, текст, кисти, работа с фрагментами картинок, копирование и вставка фрагмента
изображения;
−
набирать, редактировать и форматировать текст средствами текстового
процессора;
−
использовать «горячие» клавиши в процессе набора и редактирования
текста;

−
добавлять изображения в текст средствами текстового процессора и
изменять их положение;
−
создавать маркированные и нумерованные списки средствами текстового
процессора;
−
иметь представление о редакторе презентаций;
−
создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций;
−
добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;
−
оформлять слайды;
−
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
−
работать с макетами слайдов;
−
добавлять изображения в презентацию;
−
составлять запрос для поиска изображений
Тематическое планирование
3 классс
№

Наименование разделов и тем
программы
1. Введение в ИКТ
2. Текстовый процессор
3. Графический редактор
4. Логика
5. Алгоритмы. Блок-схемы.
6. Систематизация знаний
Общее количество часов по программе

Количество
часов
6
6
6
6
6
3
33

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

4 класс
№

Наименование разделов и тем
программы
1. Введение в ИКТ
2. Графический и текстовый редактор
3. Редактор презентаций
4. Алгоритмы 1
5. Алгоритмы 2
6. Систематизация знаний
Общее количество часов по программе

Количество
часов
5
5
7
6
6
4
33

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

Форма проведения занятий: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, эксперименты,
викторины, коммуникативные игры, дидактические игры, выполнение интерактивных
заданий на образовательной платформе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».