Рабочая программа учебного предмета Литературное чтение на родном (русском) языке

Приложение 4
2.1.4. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке»
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
1 класс

Раздел 1. Мир детства
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом.
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С.А. Баруздин «Самое простое дело».
Л.В. Куклин «Как я научился читать» (фрагмент).
Н.Н. Носов «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго.
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Н.К. Абрамцева «Цветы и зеркало».
И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С.Л. Прокофьева «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный.
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как
нравственном ориентире. Например:
В.А. Осеева «Почему?».
Л.Н. Толстой «Лгун».
Я фантазирую и мечтаю.
Необычное в обычном.
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира.
Например:
С.А. Иванов «Снежный заповедник» (фрагмент).
В.В. Лунин «Я видела чудо».
М.М. Пришвин «Осинкам холодно».
В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф.П. Савинов «Родное» (фрагмент).
П.А. Синявский «Рисунок».
К.Д. Ушинский «Наше Отечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит.
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках,
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И.А. Бунин «Серп луны под тучкой длинной…».
С.В. Востоков «Два яблока».
В.М. Катанов «Жар-птица».

А.Н. Толстой «Петушки».
2 класс

Раздел 1. Мир детства
Я и книги.
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Произведения, отражающие детское восприятие услышанных рассказов, сказок,
стихов. Например:
Е.Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
Т.А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
Я взрослею.
Как аукнется, так и откликнется.
Пословицы об отношении к другим людям.
Произведения, отражающие традиционные представления об отношении к другим
людям. Например:
В.В. Бианки «Сова».
Л.И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
Воля и труд дивные всходы дают.
Пословицы о труде.
Произведения, отражающие представление о трудолюбии как нравственноэтической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Е.А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б.В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
Пословицы о смелости.
Произведения, отражающие традиционные представления о смелости как
нравственном ориентире. Например:
С.П. Алексеев «Медаль».
В.В. Голявкин «Этот мальчик».
Я и моя семья.
Семья крепка ладом.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях.
Например:
С.Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
М.В. Дружинина «Очень полезный подарок».
Л.Н. Толстой «Отец и сыновья».
Я фантазирую и мечтаю.
Мечты, зовущие ввысь.
Произведения, отражающие представления об идеалах в детских мечтах. Например:
Н.К. Абрамцева «Заветное желание».
Е.В. Григорьева «Мечта».
Л.Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Художественные биографии выдающихся представителей русского народа.
Например:
В.А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М.А. Булатов, В.И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В.И. Дале»
(фрагмент).

М.Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года.
Хорош праздник после трудов праведных.
Песни-веснянки.
Произведения о праздниках и традициях, связанных с народным календарём.
Например:
И.С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Л.Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
В.А. Жуковский «Жаворонок».
А.С. Пушкин «Птичка».
О родной природе.
К зелёным далям с детства взор приучен.
Поэтические представления русского народа о поле, луге, травах и цветах,
отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе.
Например:
Русские народные загадки о поле.
Ю.И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И.С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М.С. Пляцковский «Колокольчик».
В.А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Е.А. Благинина «Журавушка».
3 класс

Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Пишут не пером, а умом.
Произведения, отражающие первый опыт «писательства».
Например:
В.И. Воробьев «Я ничего не придумал» (глава «Мой дневник»).
В.П. Крапивин «Сказки Севки Глущенко» (глава «День рождения»).
Я взрослею.
Жизнь дана на добрые дела.
Пословицы о доброте.
Произведения, отражающие представление о доброте как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Ю.А. Буковский «О Доброте – злой и доброй».
Л.Л. Яхнин «Последняя рубашка».
Живи по совести.
Пословицы о совести.
Произведения, отражающие представление о совести как нравственно-этической
ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
П.В. Засодимский «Гришина милостыня».
Н.Г. Волкова «Дреби-Дон».
Я и моя семья.
В дружной семье и в холод тепло.
Произведения, отражающие традиционные представления о семейных ценностях
(лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, уважение к старшим). Например:
В.М. Шукшин «Как зайка летал на воздушных шариках» (фрагмент).
А.Л. Решетов «Зёрнышки спелых яблок» (фрагмент).
О.Ф. Кургузов «Душа нараспашку».
Я фантазирую и мечтаю.

Детские фантазии.
Произведения, отражающие значение мечты и фантазии для взросления,
взаимодействие мира реального и мира фантастического. Например:
В.П. Крапивин «Брат, которому семь» (фрагмент главы «Зелёная грива»).
Л.К. Чуковская «Мой отец – Корней Чуковский» (фрагмент).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Н.М. Коняев «Правнуки богатырей» (фрагмент).
В.А. Бахревский «Семён Дежнёв» (фрагмент).
О.М. Гурьян «Мальчик из Холмогор» (фрагмент).
А.Н. Майков «Ломоносов» (фрагмент).
От праздника к празднику.
Всякая душа празднику рада.
Произведения о праздниках, значимых для русской культуры: Рождестве, Пасхе.
Например:
Е.В. Григорьева «Радость».
А.И. Куприн «Пасхальные колокола» (фрагмент).
С. Чёрный «Пасхальный визит» (фрагмент).
О родной природе.
Неразгаданная тайна – в чащах леса…
Поэтические представления русского народа о лесе, реке, тумане, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о реке.
И.С. Никитин «Лес».
К.Г. Паустовский «Клад».
В.Г. Распутин «Горные речки».
И.П. Токмакова «Туман».
В.П. Астафьев «Зорькина песня» (фрагмент).
4 класс

Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Испокон века книга растит человека.
Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в
становлении личности. Например:
С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные
воспоминания»).
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»).
С.Т. Григорьев «Детство Суворова» (фрагмент).
Я взрослею.
Скромность красит человека.
Пословицы о скромности.
Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте
характера. Например:
Е.В. Клюев «Шагом марш».
И.П. Токмакова «Разговор татарника и спорыша».
Любовь всё побеждает.
Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии,
сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях,

значимых для национального русского сознания. Например:
Б.П. Екимов «Ночь исцеления».
И.А. Мазнин «Летний вечер».
Я и моя семья.
Такое разное детство.
Произведения, раскрывающие картины мира русского детства в разные
исторические эпохи: взросление, особенности отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками. Например:
Е.Н. Верейская «Три девочки» (фрагмент).
М.В. Водопьянов «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый
«полёт»).
К.В. Лукашевич «Моё милое детство» (фрагмент).
Я фантазирую и мечтаю.
Придуманные миры.
Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например:
Т.В. Михеева «Асино лето» (фрагмент).
В.П. Крапивин «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты).
Раздел 2. Россия – Родина моя.
Родная страна во все времена сынами сильна.
Люди земли Русской.
Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например:
Е.В. Мурашова «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»).
Ю.А. Гагарин «Сто восемь минут».
Что мы Родиной зовём.
Широка страна моя родная.
Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной
земли. Например:
А.С. Зеленин «Мамкин Василёк» (фрагмент).
А.Д. Дорофеев «Веретено».
В.Г. Распутин «Саяны».
Сказ о валдайских колокольчиках.
О родной природе.
Под дыханьем непогоды.
Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе, отражение этих
представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе.
В.Д. Берестов «Мороз».
М.М. Зощенко «Гроза».
А.А. Солоухин «Ветер».
Распределённое по классам содержание обучения сопровождается следующим
деятельностным наполнением образовательного процесса.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи, умения отвечать на вопросы
по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух
текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение

орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и
жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст
как источник познания ценностей и традиций народа.
Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственноэтические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в
культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру,
справедливость, совесть, сострадание и другие Черты русского национального характера:
доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и другие Русские национальные
традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и другие. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей.
Отражение в русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками, осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя,
его переживаний, обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления
русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и
другие), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и
прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с использованием текста,
высказывания, отражающих специфику русской художественной литературы. Пополнение
словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с
использованием речевых ситуаций, ключевых слов и (или) иллюстраций к тексту
(подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚
принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору
обучающихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам,
поставленным в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с использованием списка
произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование
соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской
культуре.
Литературоведческая пропедевтика
Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий.
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные
формы, литературная сказка, рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая
речь, художественный вымысел, сюжет, тема, герой произведения, портрет, пейзаж, ритм,
рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор, их значение в художественной
речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных

произведений).
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности
обучающихся: чтение по ролям, инсценирование, создание собственного устного и
письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной
задачи (для разных адресатов), с использованием серий иллюстраций к произведению, на
репродукции картин русских художников.
Планируемые результаты освоениния учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в
составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
соответствуют требованиям к результатам освоения федеральной образовательной
программы начального общего образования, сформулированным в ФГОС НОО.
В результате изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям
воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине – России, в том числе через
изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и
языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края,
в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров
из художественных произведений и фольклора;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных
и художественных произведениях.
Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека с использованием собственного
жизненного и читательского опыта;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием языковых средств, для выражения своего состояния и чувств, проявление
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых
средств языка);
сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, в том числе с использованием примеров художественных
произведений.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том
числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни
в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной
информации;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в
выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого
этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря
примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности,
интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из
художественных произведений.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами,
неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе
в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению
художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
Метапредметные результаты
В результате изучения литературного чтения на родном (русском) языке на уровне
начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия,
регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов,
устанавливать аналогии текстов;
объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок,
фразеологизмов;
находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного
учителем алгоритма наблюдения, анализировать алгоритм действий при анализе текста,
самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на
основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного
высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное миниисследование, выполнять по
предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого смыслового анализа текста, формулировать с помощью учителя вопросы в
процессе анализа предложенного текстового материала;

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию
в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям,
справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных
представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию
в соответствии с учебной задачей;
понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем, самостоятельно
создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в
соответствии с речевой ситуацией;
подготавливать небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части
регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок,
связанных с анализом текстов;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу
текстов;
находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности других обучающихся,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом
участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе

предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного
образца.
Предметные результаты
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в
течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
понимание родной русской литературы как национально-культурной ценности
народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой
культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознание значимости чтения родной русской литературы для личного развития, для
познания себя, мира, национальной истории и культуры, для культурной
самоидентификации, для приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
ориентировку в нравственном содержании прочитанного, соотнесение поступков
героев с нравственными нормами, обоснование нравственной оценки поступков героев;
овладение элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов;
совершенствование читательских умений (чтение вслух и про себя, владение
элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов);
применение опыта чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования (умения участвовать в обсуждении прослушанного/ прочитанного
текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа,
полного или краткого, составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с
учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов), читать наизусть стихотворные
произведения);
самостоятельный выбор интересующей литературы, обогащение собственного круга
чтения;
использование справочных источников для получения дополнительной
информации.
1 класс
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном
(русском) языке:
осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира,
национальной истории и культуры;
владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской
литературы;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о
значении слова;
читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
2 класс
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном
(русском) языке:
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки
героев с нравственными нормами;
владеть элементарными представлениями о национальном своеобразии метафор,
олицетворений, эпитетов и видеть в тексте данные средства художественной
выразительности;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации художественных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
обогащать собственный круг чтения;
соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных произведений с
впечатлениями от других видов искусства.
3 класс
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном
(русском) языке:
осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
осознавать родную литературу как национально-культурную ценность народа, как
средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами
интерпретации и анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного
или краткого), пересказывать литературное произведение от имени одного из действующих
лиц;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
4 класс
К концу обучения в 4 классе обучающийся достигнет следующих предметных
результатов по отдельным темам программы по литературному чтению на родном
(русском) языке:
осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития, для
культурной самоидентификации;
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста;
совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы
читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами

интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов;
применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст, передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного
или краткого), составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения
дополнительной информации.
Тематическое планирование
1 класс
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Мир детства
Я и книги
Я взрослею
Я фантазирую и мечтаю
Раздел 2. Россия – Родина моя
Что мы Родиной зовём
О родной природе
Общее количество часов по программе
№

Количество
часов
3
8
8

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК

7
7
33

2 класс
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Мир детства
1. Я и книги
2. Я взрослею
3. Я и моя семья
4. Я фантазирую и мечтаю
Раздел 2. Россия – Родина моя
5. Родная страна во все времена сынами
сильна
6. Народные праздники, связанные с
временами года
7. О родной природе
Общее количество часов по программе
№

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

3
8
4
4
Библиотека ЦОК
4
5
6
34

3 класс
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Мир детства
1. Я и книги
2. Я взрослею
№

Количество
часов

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

3
8

Библиотека ЦОК

3. Я и моя семья
4. Я фантазирую и мечтаю
Раздел 2. Россия – Родина моя
5. Родная страна во все времена сынами
сильна
6. От праздника к празднику
7. О родной природе
Общее количество часов по программе

4
4
4
5
6
34

4 класс
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Мир детства
1. Я и книги
2. Я взрослею
3. Я и моя семья
4. Я фантазирую и мечтаю
Раздел 2. Россия – Родина моя
5. Родная страна во все времена сынами
сильна
6. Что мы Родиной зовём
7. О родной природе
Общее количество часов по программе
№

Количество
часов
3
5
5
5
5
5
6
34

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».