МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА 693007, г. Южно-Сахалинск, ул. им. Антона Буюклы, 14, Тел.: (4242) 22-54-75, (4242) 22-54-76, факс: (4242) 22-54-76 Email:yusgo.maounosh.7@sakhalin.gov.ru Рассмотрено на Педагогическом Совете Протокол № 1 «26» августа 2024 г. Согласовано. Председатель Управляющего Совета Смирнова Е.Е. Протокол № 1 «30» августа 2024 г. Утверждаю. Директор И.Н Герасимович Приказ № 238-ОД «30» августа 2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ о проведении промежуточной аттестации обучающихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и переводе в следующий класс в МАОУ НОШ №7 города Южно-Сахалинска 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение Муниципального автономного общеобразовательного учреждения начальная общеобразовательная школа № 7 города Южно-Сахалинска (далее ОО) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 31 мая 2021г. №286; Федеральной образовательной программой начального общего образования от 18.05.2023 №372; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 22.03.2021 №115. 1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации обучающихся, осуществлении текущего контроля их успеваемости и переводе в следующий класс является локальным нормативным актом ОО, регулирующим проведение промежуточной аттестации обучающихся, осуществление текущего контроля их успеваемости и переводе в следующий класс. 1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном ОО. 1.4. Основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших ОП НОО, является ФГОС НОО независимо от формы получения начального общего образования и формы обучения. Таким образом, ФГОС НОО определяет основные требования образовательным результатам обучающихся и средствам оценки их достижения. к 2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ОП МАОУ НОШ №7 города Южно-Сахалинска 2.1. В соответствии с ФГОС НОО система оценки в ОО реализует системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических задач, а также в оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. 2.2. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС НОО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ФОП НОО. 2.3. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: - стартовую диагностику; - текущую и тематическую оценки; - итоговую оценку; - промежуточную аттестацию; - психолого-педагогическое наблюдение; - внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. Внешняя оценка включает независимую оценку качества подготовки обучающихся. Особенности каждой из указанных процедур описаны в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования» образовательной программы ОО. 2.4. Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через: оценку предметных и метапредметных результатов; использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использование контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другие) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования; использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга, в том числе оценок творческих работ, наблюдения; использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка); использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий. 2.5. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется как учителем в ходе текущей и промежуточной оценки по учебному предмету, учебному курсу, курсу внеурочной деятельности, так и администрацией образовательной организации в ходе мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, реализуемыми в предметном преподавании. 2.6. В части предметных результатов оценке подлежат специфические для каждого учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности учебные действия с предметным содержанием, а также готовность и способность обучающихся преобразовать полученные знания и применять их на практике в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. 2.7. В ОО предметная оценочная деятельность организована: − в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся; − балльное оценивание (отметки: «5» − отлично, «4» − хорошо, «3» − удовлетворительно, «2» − неудовлетворительно) - 2-4 классы; − бинарное оценивание («зачёт»/ «незачёт»)- 2-4 классы. 2.8. Оценивание достижений обучающихся. По бинарной шкале оцениваются достижения обучающихся: по учебным предметам учебного плана ОП «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура», учебные курсы; курсы внеурочной деятельности. По балльной шкале оцениваются все остальные учебные предметы учебного плана ОП. 2.9. В случае использования весовых коэффициентов выполнения заданий, к оценочному средству прилагается шкала перевода весовых коэффициентов в балльную отметку (пример: ВПР). 2.10. Оценка предметных результатов осуществляется учителем в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного контроля, итогового контроля. 2.10.1. Текущая оценка направлена на оценку индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета, учебного курса, курса внеурочной деятельности. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету. В текущей оценке используются различные формы и методы проверки (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы и другие) с учётом особенностей учебного предмета. 2.10.2. Тематическая оценка направлена на оценку уровня достижения обучающимися тематических планируемых результатов по учебному предмету, учебному курсу, курсу внеурочной деятельности. 2.10.3. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Целями проведения промежуточной аттестации являются: − объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; − соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта; − оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности; − оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Промежуточная аттестация проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения обучающимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых обучающимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу начального общего образования, не допускаются к обучению следующего уровня образования (основного общего образования). 2.11. Стартовая диагностика проводится администрацией ОО с целью оценки готовности к обучению на уровне начального общего образования. Стартовая диагностика проводится в сентябре 1 класса и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом. 2.12. Итоговая оценка Предметом итогового оценивания по завершении освоения ОП выступает достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования. 3. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся в ОО 3.1. Методы организации контроля: устный контроль; письменный контроль; проектная работа; наблюдение. 3.2. В ОО разработано и действует Положение о нормах оценивания по предметам учебного плана ОП МАОУ НОШ №7 города Южно-Сахалинска и нормах оценочных процедур, в котором: подробно описаны методы организации контроля; закреплены критерии оценивания предметных результатов по каждому учебному предмету; количество контрольных работ по каждому учебному предмету проводимых в течение учебного года. 3.3. Контрольные работы (тематические, административные, итоговые) проводятся не чаще 1 раза в 2,5 недели. Объём учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не превышает 10% от всего объёма учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году. 3.4. График проведения контрольных работ размещается в течении первой половины сентября на сайте ОО на главной странице подраздела «Документы» раздела «Сведения об образовательной организации» в виде электронного документа. График может быть скорректирован при: − эпидемиологической ситуации; − участие ОО в проведении национальных или международных исследованиях качества образования в соответствии с приказом в случае, если такое участие согласовано после публикации ОО графика; − другими значимыми причинами. В случае корректировки графика его актуальная версия размещается на сайте ОО. 3.5. В целях создания условий, отвечающих физиологическим особенностям обучающихся не допускается: более одной контрольной работы в день; проводить контрольные работы на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании. 3.6. Отметки за четверть по каждому учебному предмету с балльным оцениванием определяются как средневзвешенный балл текущего и тематического контроля успеваемости и выставляется всем обучающимся ОО 2-4 классов в соответствии с правилами математического округления: Средний балл в электронном журнале Отметка 4,50-5 5 3,50-4,49 4 2,50-3,49 3 2 <2.50 3.7. По учебным предметам, учебным курсам, курсам внеурочной деятельности с бинарным оцениванием «зачёт» выставляется, если обучающийся в течении учебного периода демонстрирует знания программного материала: достаточно последовательно и логично излагает теоретический материал, допустимы незначительные нарушения последовательности изложения и неточности; может исправить неточности, недочёты с помощью учителя; приобрёл необходимые умения и навыки; сформированы практические умения. «Незачет» выставляется обучающемуся, который в течении учебного периода не может продемонстрировать знания программного материала. Практические умения не сформированы. 3.8. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 3.9. Последствия при получении обучающимся неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя систему мероприятий для проведения дополнительной работы с обучающимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности обучающегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении обучающегося. 3.10. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся на консультациях, которые проводятся по утверждённому графику. 3.11. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости обучающихся в устной форме. 3.12. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, при условии письменного обращения. 4. Промежуточная аттестация обучающихся 4.1. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года и является обязательной для всех обучающихся. 4.2. Сроки проведения промежуточной аттестации устанавливаются ОП МАОУ НОШ №7 города Южно-Сахалинска. 4.3. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 4.4. Предметные результаты промежуточной аттестации во 2-4 классах фиксируются: − балльное оценивание (отметки: «5» − отлично, «4» − хорошо, «3» − удовлетворительно, «2» − неудовлетворительно); − бинарное оценивание («зачёт»/ «незачёт»). По бинарной шкале оцениваются достижения обучающихся: по учебным предметам обязательной части учебного плана ОП: «Основы религиозных культур и светской этики», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура»; учебные курсы входящие в формируемую часть учебного плана; курсы внеурочной деятельности. По балльной шкале оцениваются все остальные учебные предметы обязательной части учебного плана ОП. 4.5. Промежуточная аттестация обучающихся 1 классов проводится на основе педагогического наблюдения, мониторинга динамики учебных достижений ребенка. 4.6. Во 2 - 3 классах: 4.6.1. По учебным предметам с балльным оцениванием промежуточной аттестацией является годовая отметка по учебному предмету, которая выставляется учителем на основе среднего арифметического между четвертными отметками в соответствии с правилами математического округления (п.3.6). 4.6.2. Промежуточной аттестацией по учебным предметам, учебным курсам, курсам внеурочной деятельности с бинарной системой оценивания является «зачёт»/ «незачет», который выставляется по результатам учебных четвертей. В случае отсутствия «зачёта» по 3 четвертям обучающийся получает «незачёт» Получение «незачета» в ходе проведения промежуточной аттестации признаётся академической задолженностью. 4.7. Промежуточной аттестацией в 4 классах является итоговое оценивание. 4.7.1. Итоговое оценивание по учебным предметам с балльным оцениванием включает: - результаты за 1 четверть, 2 четверть, 3 четверть, 4 четверть; - результаты итоговой контрольной работы, ВПР. Результаты итоговой контрольной работы, ВПР фиксируются в отдельной графе АИС «Сетевой город. Образование» (экзамен). Итоговая отметка выводится как среднеарифметическая: отметка за 1 четверть + отметка за 2 четверть + отметка за 3 четверть + отметка за 4 четверть + результат итоговой контрольной работы, ВПР. В случае отсутствия во время написания итоговой контрольной работы, ВПР обучающийся выполняет итоговую контрольную работу, проверочную работу в формате ВПР позднее. 4.7.2. По учебным предметам, учебным курсам, курсам внеурочной деятельности с бинарной системой оценивания итоговой отметкой является «зачёт»/«незачет», который выставляется по результатам учебных четвертей. 4.8. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседании методического объединения учителей и Педагогического Совета ОО. 4.9. При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) обучающийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется ОО с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления родителей (законных представителей). 4.10. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены ОО для следующих категорий обучающихся (по заявлению их родителей (законных представителей)): − выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; − уезжающих на постоянное место жительства за рубеж; − для иных учащихся по решению Педагогического Совета. 4.11. Для обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 4.12. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник обучающегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) обучающихся. 4.13. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) обучающихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации обучающегося в устной форме. 4.14. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации обучающегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю. 4.15. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации. 5. Специальные условия проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учеников с ограниченными возможностями здоровья 5.1. Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой (по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) включают: особую форму организации промежуточной аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ: упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению; упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания; при необходимости педагог вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами прочитывает инструкцию к заданию; при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению, картинный план и др.); при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию); увеличение времени на выполнение заданий; возможность организации короткого перерыва (10–15 минут) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения. 5.2. Освоение адаптированной основной образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах, определенных учебным планом, в том числе с учетом рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. 5.3. Формы промежуточной и итоговой аттестации, в том числе текущего контроля успеваемости, устанавливаются с учетом психофизиологического состояния обучающегося. Форма контроля должна отражать, насколько достигнута цель обучения на каждом занятии. Не допускается завышение оценок обучающимся во избежание формирования ложных представлений о результатах обучения. 6. Порядок перевода обучающихся в следующий класс 6.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического Совета ОО. 6.2. Обучающиеся переводного 2- 3 класса, имеющие по всем предметам учебного плана четвертные и годовые отметки соответствующие высшему баллу, зачёт, награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении». 6.3. Обучающиеся выпускного 4 класса награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении» в случае если четвертные отметки и итоговые контрольные работы, ВПР соответствуют высшему баллу. 6.4. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 6.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые учреждением, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, время каникул. 6.6. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 6.7. ОО создает условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 6.8. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз создается комиссия. 6.9. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 6.10. Условный перевод обучающегося в следующий класс производится по решению Педагогического Совета в соответствии с его компетенцией, определенной Уставом ОО. 6.11. В протоколе Педагогического Совета указывается фамилия обучающегося, класс обучения, название предмета, по которому по итогам года он имеет неудовлетворительную отметку. На основании решения Педагогического Совета издаётся соответствующий приказ. 6.12. Родители (законные представители) условно переведенного обучающегося письменно уведомляются о принятом решении, сроках ликвидации задолженности, объёме необходимого для освоения учебного материала. 6.13. Обучающиеся в ОО по образовательным программам начального общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. ОО информирует родителей обучающегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения обучающегося в письменной форме. 7. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов 7.1. Экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной аттестации. 7.2. Обучающиеся в форме семейного образования имеют право пройти промежуточную аттестацию в ОО по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно. 7.3. Законный представитель обучающегося должен подать заявление о зачислении обучающегося в форме семейного образования для получения статуса «экстерн» не позднее, чем за месяц до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. 7.4. По заявлению законного представителя экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 7.5. Формы промежуточной аттестации экстернов в ОО: а) письменная проверка (контрольная работа, письменные ответы на вопросы, диктант, выполнение письменных заданий); б) комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок; выполнение практической работы и устного ответа, пояснения. 7.6. После прохождения промежуточной аттестации обучающийся отчисляется из образовательной организации. В трехдневный срок выдается справка о прохождении промежуточной аттестации. 7.7. Процедура проведения промежуточной аттестации экстернов в ОО регламентирована локальным актом «Положение о получении начального общего образования в форме семейного образования». 7.8. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в ОО. 7.9. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования имеют право на зачёт в ОО результатов промежуточной аттестации, пройденной в другой организации осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соответствующего уровня.