Программа воспитания

Выписка из ООП МАОУ НОШ №7 города Южно-Сахалинска утверждённой приказом от
31.08.2023 №282-ОД
2.3. Рабочая программа воспитания
Рабочая программа воспитания ОО разработана в соответствии с ФГОС НОО, на
основе Федеральной рабочей программы воспитания.
Программа воспитания:
предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в образовательной организации;
реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания;
предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам
поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых
конституционных норм и ценностей;
предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники ОО, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных
организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством Российской Федерации, локальными актами ОО. Родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей.
Содержание воспитания обучающихся в ОО определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в
Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное
содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий
народов России.
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный
российский
национальный
воспитательный
идеал
—
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны,
укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской
Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,

уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся:
1.
Усвоение знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний).
2.
Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие).
3.
Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний и сформированных отношений на практике.
Личностные результаты освоения обучающимися ООП включают:
осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в ОО планируется и осуществляется на основе
аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системнодеятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельностиОО по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и
отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать
первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
гражданского
воспитания—
формирование
российской
гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры.
патриотического воспитания - воспитание любви к родному краю, Родине, своему
народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной
идентичности;
духовно-нравственного воспитания — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, сопереживания, справедливости, коллективизма, дружелюбия и
взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
эстетического воспитания — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физического воспитания, формирования культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и

социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудового воспитания — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам
труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности;
экологического воспитания — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других
людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования
Гражданско-патриотическое воспитание:
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,
своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия:
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание:
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по
возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания:
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
История Муниципального автономного образовательного учреждения начальной
школы №7 начинается тоже с начальной школы, открытой в 1946 году.
1 сентября 1959 года начальная школа стала восьмилетней школой №7.
В 1967 году было построено новое здание, в стенах которого была открыта «Средняя
школа № 7».
В 1985 году школа №7 была реорганизована в среднюю общеобразовательную
школу с углубленным изучением математики и физики в 1991 году переименована в
Технический лицей с основной общеобразовательной школой г. Южно–Сахалинска.
По постановлению мэра г. Южно–Сахалинска в 2001 Технический лицей с основной
общеобразовательной школой г. Южно–Сахалинска реорганизован путем разделения в
муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Южно–Сахалинска и
муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа
№7 г. Южно–Сахалинска.
В 2006 года муниципальное общеобразовательное учреждение основная
общеобразовательная школа № 7 г. Южно–Сахалинска реорганизовано путем
преобразования в муниципальное общеобразовательное учреждение начальная
общеобразовательная школа № 7 г. Южно–Сахалинска.

Уклад школы складывается из совместной деятельности всех участников
образовательного процесса через систему урочной и внеурочной деятельности,
дополнительного образования. Школа имеет свою эмблему, Устав ОО, в котором
закреплены нормы этикета и правила внутреннего трудового распорядка и правила
поведения обучающихся.
С 2018 года в ОО действует спортивный клуб «Олимп». На протяжении нескольких
лет команда спортивного клуба не раз становилась призером среди команд начальных
классов школ города. Школа имеет свою службу психолого-педагогического
сопровождения, школьную службу примирения.
В ОО функционирует отряд «Юных друзей инспекторов дорожного движения».
Социальное окружение школы – это учреждения культуры, активного отдыха,
здравоохранения, воинская часть Деятельность данных учреждений нацелена на
формирование активного, здорового гражданина страны. Географическая близость и
созвучность целей деятельности позволяет ОО выстраивать партнерские отношения с
данными учреждениями через организацию тематических встреч, занятий, экскурсий, что
повышает эффективность организуемой в ОО воспитательной работы.
ОО успешно сотрудничает со следующими городскими учреждениями и
организациями:
Музей книги А.П. Чехова;
Сахалинский международный театральный центр имени А.П. Чехова;
Сахалинский областной театр кукольный;
Детская школа искусств «Этнос»;
Сахалинский областной краеведческий музей;
Исторический парк Россия-моя история;
Зооботанический сад;
Войсковая часть №73489;
БГУЗ Южно-Сахалинская детская городская поликлиника.
ОО заключены договора с рядом учреждений о социальном партнерстве в целях
расширения возможностей развития и воспитания обучающихся (ООО «Содружетсво»,
Сахалинский областной краеведческий музей, Сахалинская областная детская библиотека).
ОО тесно сотрудничает с ОГИБДД УМВД России по г. Южно-Сахалинску, КДН и
ПДН (составлены и реализуются планы совместной работы).
В ОО 24 класса комплекта. В каждой параллели по 6 классов. Основной контингент
учащихся – дети из благополучных семей, нацеленные на получение качественного общего
образования. Обучающиеся проявляют высокую активность, что позволяет привлекать
обучающихся к организации и проведению различных мероприятий, что повышает
качество и уровень их проведения.
В 2019-2021 на базе ОО была организована Региональная инновационная площадка
по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников через принципы
взаимодействия семьи и школы», целью которой было создание модели партнёрства и
взаимодействия семьи и школы, для формирования духовно-нравственных качеств
личности ребенка посредством сохранения и передачи семейных традиций и ценностей. В
данный момент продолжается работа по взаимодействию семьи и школы.
Для всех обучающихся в ОО созданы благоприятные условия для обучения и
воспитания, в том числе и для детей с ОВЗ, детей находящихся в трудной жизненной
ситуации. Оказывается квалифицированная помощь педагогов, педагога психолога,
социального педагога, логопеда. Дети с ОВЗ являются активными участниками не только
образовательного, но и воспитательного процесса. Участвуют в творческих конкурсах
различного уровня, являются победителями и призерами конкурсов.
Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в
ОО, являются педагоги:
высоко квалифицированный коллектив, способный замотивировать

учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной
деятельностях;
специалисты социально-психологической службы школы, обеспечивающие
педагогическую поддержку особым категориям обучающихся;
педагоги-организаторы, использующие в работе с учащимися современные
формы и виды деятельности, собственным примером демонстрирующие активную
гражданскую позицию.
Процесс воспитания в ОО основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и возможности
любого ребенка к совершенствованию;
принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации дел,
отнесенных к их зоне ответственности;
принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых
форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;
принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;
принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей при
принятии управленческих решений.
Основные традиции воспитания в ОО:
−
стержень годового цикла воспитательной работы школы – ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
− важная составляющая каждого ключевого дела и большинства совместных дел
педагогов и школьников – коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных дел,
поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия школьников,
их социальной активности;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных
классов, занятий внеурочной деятельности, детских объединений, на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия, составляющие
основу воспитательной системы ОО:
Ритуал посвящения в первоклассники.
Посвящение первоклассников в школу пешеходных наук.
КТД «День учителя».
Прощание с азбукой.
КТД «Цветная неделя»
Фестиваль наук.
Социально–значимые Акции: «Школьный цветущий двор», «Ангел», «Подарок
солдату», «Зеленая елочка-живая иголочка».
Праздник «Прощание с начальной школой».
Военно - спортивная игра «Зарница».
«Новогодняя кругосветка».
«Новогодняя ярмарка»
КТД «День рождение школы»,
КТД «День космонавтики».
«Фестиваль патриотической песни».
«Конкурсы чтецов».

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских традиционных
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического
сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания
уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами
воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета
воспитания в учебной деятельности;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
использование воспитательных возможностей предметного содержания
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для
прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также
ситуаций, предполагающих ценностный выбор.
применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения
со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной
атмосферы;
создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и
учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной
творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной
деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному
опыту учащихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания.
организацию наставничества мотивированных и эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование
и
поддержку
исследовательской
деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности(Подготовка и участие в конкурсе проектов «Первые
шаги в науку», в научно-исследовательских конференциях младших школьников)..
установление субъект-субъектных отношений в процессе учебной

деятельности через делегирование учащимся ряда учительских, в том числе и
дидактических полномочий; проявление доверия к детям со стороны педагогов, уважения
к их достоинству и чести; акцентирование внимания на индивидуальных особенностях,
интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках
выбранных
обучающимися
курсов,
занятий,
клубов,
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
Направление
Целевая
внеурочной деятельности
аудитория
Информационно-просветительские
1-4
занятия,
курсы
патриотической,
классы
нравственной
и
экологической
направленности.
3-4
классы
Занятия
по
функциональной
обучающихся.

формированию
грамотности

Курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности.

1-3
классы
4 классы
2-4
классы
4 классы

Курс/программа

Количество
часов в неделю

«Разговоры о важном»

1

«Юнармия»

1

«Функциональная
грамотность»
«Основы логики и
алгоритмики»

1
1
1

«Финансовая
грамотность»

Курсы, занятия в области искусств,
художественного творчества разных
видов и жанров.

2-4
классы

«Театр»

1

Курсы, занятия оздоровительной и
спортивной направленности.

1-4
классы

Спортивный клуб
«Олимп»

1

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство в качестве особого
вида педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
Планирование и проведение классных часов (мероприятий целевой воспитательной,
тематической направленности (не реже 1 раза в неделю).
Еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры о
важном» (в рамках внеурочной деятельности);
Инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах, мероприятиях,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
Организацию интересных и полезных для личностного развития обучающихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
Сплочение коллектива класса через игры, внеучебные и внешкольные мероприятия,
походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера.
Ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка для

обучающихся ОО.
Изучение особенностей личностного развития обучающихся путём наблюдения за
их поведением в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом.
Доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками, родителями или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими
обучающимися класса.
Индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения
(по желанию).
Регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися.
Привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им
возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во
внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса.
Организацию и проведение регулярных родительских собраний (не режу 1 раза в
четверть), информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в
отношениях с учителями, администрацией.
Регулярное информирование родителей по вопросам ответственности за воспитание
детей, обеспечения безопасности, соблюдения правил дорожной безопасности, правил
пожарной безопасности через классные чаты в мессенджерах.
Создание и организацию работы родительского актива класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, ОО.
Привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и ОО.
Организацию участия родителей (законных представителей) в общешкольных
родительских собраниях, конференциях по актуальным темам воспитания и обучения.
Проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
Модуль «Основные школьные дела»
Основные общешкольные дела – это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это
не набор календарных праздников, отмечаемых в ОО, а комплекс коллективных творческих
дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в
единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа
детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную
позицию происходящему в ОО. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть формальный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий,
организуемых педагогами для детей. Для этого в ОО используются следующие формы
работы
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
Ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и
педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума. Социально–значимые проекты, акции: «Помоги пойти
учиться», «Школьный цветущий двор», «Ангел», «Подарок солдату», «Зеленая елочкаживая иголочка».

Организуемые и проводимые совместно с семьями обучающихся виды спортивной
и творческой деятельности, которые открывают возможности для творческой
самореализации обучающихся и включают их в деятельную заботу об окружающих, военно
- спортивная игра «Зарница», Декада ГТО, «Новогодняя ярмарка», «Ярмарка Добра».
Мероприятия посвященные значимым отечественным и международным событиям:
День народного единства, акция «Бессмертный полк», День солидарности и борьбы с
терроризмом», «День России».
Ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные
и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и педагогических работников
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы: «День Знаний», КТД
«День рождение школы», «Фестиваль патриотической песни», «Новогодняя кругосветка»,
КТД «День космонавтики», «Конкурсы чтецов», КТД «День учителя».
Мероприятия связанные с переходом обучающихся на следующую ступень
образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в ОО и
развивающие школьную идентичность обучающихся: «Посвящение первоклассников в
школу пешеходных наук», «Посвящение в первоклассники», «Прощание с азбукой», «До
свидание, Начальная школа».
Церемонии награждения (по итогам конкурсов, соревнований, олимпиад.),
награждение грамотами по итогам года за активное участие в жизни ОО и класса.
Награждение похвальными листами.
Вовлечение каждого обучающегося в ключевые дела школы (по возможности) в
качестве ответственного участника в роли: исполнителей, ведущих, декораторов,
корреспондентов, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.).
Наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения,
анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных
возрастов, с педагогическими работниками и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
Общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами ОО.
Внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в ОО учебным предметам, курсам, модулям.
Экскурсионные поездки в другие города и местности, организуемые
классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации,
проведению, оценке мероприятия.
Посещение учреждений культуры.
Выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Экскурсии на предприятия города, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно - пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
Оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в

общеобразовательную организацию.
Оформление холла при входе в образовательную организацию государственной
символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
Размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных и
исторических, точных и стилизованных, географических, природных, культурологических,
художественно оформленных, в том числе материалами, подготовленными обучающимися)
с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных
исторических, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства,
военных, героев и защитников Отечества;
Организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага
Российской Федерации.
Организацию работы школьного радио (поэтические минутки, музыка,
информационные сообщения, объявления);
Оформление и обновление стендов в рекреации, содержащих в доступной,
привлекательной
форме
новостную
информацию
позитивного
гражданскопатриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных
событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п..
Подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности,
знакомящих с работами друг друга.
Разработку и популяризацию символики ОО (эмблема, флаг, логотип, элементы
костюма обучающихся и другие), используемой как повседневно, так и в торжественные
моменты.
Поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации.
Деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их родителями по
благоустройству, оформлению классных кабинетов, пришкольной территории.
Разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников,
церемоний, торжественных линеек.
Разработку и обновление материалов (стендов, плакатов), акцентирующих внимание
обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе
общеобразовательной
организации, актуальных
вопросах
профилактики
и
безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) обучающихся предусматривает:
Создание и деятельность в ОО и классах представительных органов родительского
сообщества (Родительский совет, Родительские активы классных коллективов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения.
Деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем Совете
ОО, комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных
отношений; работа совета общественного контроля по питанию (по 1 представителю от
каждого класса).
Тематические родительские собрания в классах согласно утвержденной
циклограмме, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания,
взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания, либо

направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение острых школьных проблем;
Организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках,
собраниях на актуальные для родителей темы.
Общешкольные родительские конференции, где подводятся итоги работы ОО за
учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения; презентационные площадки, где
представляются различные направления работы ОО, в том числе дополнительное
образование.
Информирование родителей (законных представителей) о жизни ОО, актуальных
вопросах воспитания, ответственности за воспитание через – сайт ОО, сообщество ОО в
социальной сети «ВКонтакт».
Участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных Положением о психолого-педагогическом консилиуме ОО в
соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей).
Привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий.
Участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ) – в течение
первой недели после каникул, комиссии родительского контроля организации и качества
питания обучающихся (еженедельно);
Организацию встреч по запросу родителей с педагогом-психологом, социальным
педагогом; проведение индивидуальных консультаций для родителей с целью координации
воспитательных усилий педагогов и родителей.
При наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Посещение семей с целью изучения микроклимата, материально-бытовых условий
семей обучающихся, прибывших в школу в этом учебном году. Создание социального
паспорта класса и школы.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в ОО предусматривает:
Участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности.
Мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения.
Мероприятия в рамках деятельности социально-психологической службы,
школьной службы медиации.
Создание в ОО эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности.
Профилактические мероприятия с участием сотрудников ГИБДД МО МВД России
по городу Южно-Сахалинску, ПНД и КДН,( согласно плана взаимодействия) МЧС
Сахалинской области.
Индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными
представителями) в рамках работы Совета профилактики.
Инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), письменное
информирование родителей об ответственности за безопасность и здоровье детей в
каникулярное время, а также ситуациях, связанных с риском для здоровья и безопасности
обучающихся.
Тематические классные часы и родительские собрания по вопросам профилактики
деструктивного поведения, правонарушений несовершеннолетних (согласно планам ВР
классных руководителей), в том числе с использование материалов Всероссийского проекта
«Здоровая Россия – общее дело».
Психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным
направлениям (агрессивное поведение и др.).
Индивидуальные
и
групповые
коррекционно-развивающие
занятия
с
обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными представителями),

в т. ч. с привлечением специалистов учреждений системы профилактики.
Разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как
с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия (в том числе комплексных индивидуальных программ сопровождения
обучающихся из категории «СОП»).
Безопасность в цифровой среде; профилактика безопасности дорожного движения;
безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная безопасность;
гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т. д.);
Включение обучающихся в социально-одобряемую деятельность во внеурочное
время, в т. ч. – в занятия объединений дополнительного образования.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных
представителей) в целях профилактики расширения групп семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие,
социально запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ
и т. д.).
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства предусматривает:
Участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (государственные,
муниципальные, областные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.).
Участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности.
Проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности.
Социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися,
педагогами с организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание
обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Социальными партнерами ОО являются:
Социальные партнеры
Музей книги А.П. Чехова

Содержание совместной деятельности
Организация встреч с писателями и деятелями
культуры.
Организация экскурсий по выставочным
залам музея.
Проведение мастер классов.
Участие в творческих конкурсах на базе
музея.
Сахалинский международный театральный Посещение
спектаклей,
экскурсий
центр имени А.П. Чехова
«Закулисье»
Сахалинский областной театр кукольный
Посещение
спектаклей,
экскурсий
«Закулисье».
Встреча с артистами.
Детская школа искусств «Этнос»
Участие в отчетных концертах. (большое
число обучающих занимаются в ОО искусств)
Сахалинский
областной
краеведческий Организация мероприятий на базе ОО.
музей(заключен договор о сотрудничестве)
Экскурсии в музей.
Проведение конкурсов, викторин, мастер
классов, циклов встреч с обучающимися.
Исторический парк Россия-моя история
Экскурсии в музей.

Зооботанический парк

Войсковая часть №73489

БГУЗ Южно-Сахалинская детская городская
поликлиника
ООО «Содружетсво»(заключен договор о
сотрудничестве )
Сахалинская областная детская библиотека
(заключён договор о сотрудничестве)
ОГИБДД УМВД России по г. Южно-Сахалинску
(на основании совместного плана работы)

КДН и ПДН (на основании совместного плана
работы)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Кадровое обеспечение
Реализацию рабочей программы
педагогические работникиОО:
Должность
Директор
Заместители
директора

Проведение конкурсов, викторин, мастер
классов, тематических уроков.
Проведение экскурсий, мастер классов,
интеллектуальных игр.
Участие обучающихся в научно практических
конференциях на базе зооботанического
парка.
Организация экскурсий на базе воинской
части.
Совместное проведение военно-спортивной
игры «Зарница»
Организация на базе школы уроков Здоровья.
Выступления на родительских собраниях
Проведение профилактических занятий на
базе ОО.
Организация экскурсий по городу ЮжноСахалинску и прилегающих районах
Организация мероприятий на базе школы и
областной детской библиотеки (Встреча с
писателями. Акция «Читаем детям о
войне»…)
Участие в акциях, проводимых ЮИД.
Занятия по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма.
Тематические сообщения на классных и
общешкольных родительских собраниях.
Организация конкурсов по профилактике
ДДТТ.
Проведение декад дорожной безопасности….
Занятия
по
профилактике
детского
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних.
Совместные рейды в семьи СОП.
Работа с детьми ТЖС

воспитания

обеспечивают

следующие

Функционал
Осуществляет контроль развития системы организации воспитания
обучающихся.
Осуществляют контроль реализации воспитательного потенциала
урочной и внеурочной деятельности, организует работу с
неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями
(законными
представителями),
учителями-предметниками.
Организуют методическое сопровождение и контроль учителейпредметников по организации индивидуальной работы с
неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными
учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».
Организуют воспитательную работу в ОО: анализ, принятие
управленческих решений по результатам анализа, планирование,
реализация плана, контроль реализации плана.
Курируют деятельность объединений дополнительного образования,
Школьного спортивного клуба.
Курируют деятельность педагогов-организаторов, педагогов-

Социальный
педагог

Педагог-психолог

Педагог-организатор

Педагог-дополнительного
образования
Классный
руководитель
Учитель-предметник
Советник по воспитанию
(при введении
должности)
Учитель-логопед

психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного
образования, классных руководителей.
Организует работу с обучающимися, родителями (законными
представителями),
классными
руководителями,
учителямипредметниками по профилактике правонарушений и безнадзорности
несовершеннолетних, в том числе в рамках межведомственного
взаимодействия. Проводит в рамках своей компетентности
коррекционно-развивающую работу с учащимися «группы риска» и
их родителями (законными представителями).
Организует психологическое сопровождение воспитательного
процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися,
состоящими на различных видах учёта; консультации родителей
(законных представителей) по корректировке детско-родительских
отношений, обучающихся по вопросам личностного развития.
Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику
конфликтов, буллинга, профориентацию др.
Организует проведение школьных мероприятий, обеспечивает
участие обучающихся в муниципальных, региональных и
федеральных мероприятиях.
Обеспечивает проведение школьных мероприятий и организацию
участия в мероприятиях внешкольного уровня по линии РДШ.
Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями
на уровне классного коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока.
Организует
взаимодействие
с
детскими
общественными
объединениями.
Проводит
индивидуальные
и
групповые
коррекционноразвивающие занятия с обучающимися, консультации родителей
(законных представителей) в рамках своей компетентности.

3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность в ОО планируется и осуществляется в соответствии с
приоритетами государственной политики в сфере воспитания:
Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов
Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и
закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета
совместного ведения с Российской Федерацией;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100)
Распоряжение министерства образования Сахалинской области от
14.07.2021 № 312-939-р «Об утверждении Концепции развития воспитания в системе
образования Сахалинской области на период до 2030 года»
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, одарённых, с
отклоняющимся поведением, созданы особые условия:
Категория
Обучающиеся с
инвалидностью, ОВЗ

Обучающиеся с
отклоняющимся
поведением

Одаренные дети

Условия
Разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы
для детей с ОВЗ.
Педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом
проводятся регулярные индивидуальные и групповые коррекционноразвивающие занятия.
Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально на дому.
Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ для
образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы).
Организация бесплатного двухразового питания (ОВЗ).
Социально-психологическое сопровождение.
Организация педагогической поддержки.
Консультации родителей (законных представителей) педагога-психолога,
социального педагога.
Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.
Помощь в решении семейных и бытовых проблем.
Консультации педагога-психолога.
Психолого-педагогическое сопровождение.

Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:
налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной
компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов,

учителей-дефектологов;
личностно-ориентированный подход в организации всех
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

видов

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их
в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на
принципах:
Публичности, открытости поощрений - информирование всех обучающихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся.
Регулирования частоты награждений - недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п..
Сочетания индивидуального и коллективного поощрения - использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные
противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды.
Привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных
представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих
обучающихся, сторонних организаций, их статусных представителей.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Основным методом анализа воспитательного процесса в ОО является ежегодный
самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего
их решения.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада ОО, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности,
стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности
педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания,
умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и
содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными
партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат
как организованного социального воспитания, в котором ОО участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе, выявляемая при помощи
проводимого в конце каждого учебного года автоматизированного мониторинга уровня
сформированности личностных результатов по направлениям воспитания согласно
заданных целевых ориентиров (приложение 1)
Мониторинг и анализ проводятся классными руководителями вместе с заместителем

директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением результатов на
методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации об уровне сформированности
личностных результатов воспитания, социализации и саморазвития, обучающихся является
педагогическое наблюдение, которое осуществляется в течение всего учебного года как в
режиме обычной жизнедеятельности классного коллектива, так и в специально
создаваемых педагогом ситуаций ценностного и нравственного выбора. В конце учебного
года результаты педагогического наблюдения фиксируются в электронных
индивидуальных картах обучающихся, являющихся частью указанного мониторинга
(приложение 1). Полученные результаты анализируются в сравнении с результатами
предыдущего учебного года, выявляются наиболее проблемные направления воспитания на
уровне классного коллектива, параллели, ОО; планируется работа по устранению
проблемных направлений на следующий учебный год на уровне класса, ОО.
При проведении анализа внимание педагогов сосредоточивается на вопросах:
насколько сформированы те или иные личностные результаты и ценностные ориентации у
обучающихся и класса в целом, какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения
решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
обучающихся и взрослых в соответствии с модулями данной программы.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе (советником
директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом), классными
руководителями.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников является анкетирование (с
автоматической обработкой результатов), беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками. Результаты обсуждаются на
заседании методического объединения классных руководителей.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
проводимых основных школьных дел;
деятельности классных руководителей и их классов;
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности по профилактике и безопасности;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
реализации потенциала социального партнёрства.
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в
виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в
ОО.
Приложение 1

Карта педагогического наблюдения в рамках
мониторинга личностных результатов обучающихся (НОО)
(автоматизированная форма)
Дата заполнения
Направление
воспитательной
деятельности
Гражданскопатриотическое
воспитание

Показатели/качества

Знает и любит свою малую родину, свой край, имеет
представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознает принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляет уважение к своему и другим народам.
Понимает свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины — России, Российского
государства.
Демонстрирует уважение к своему и другим народам.
Понимает значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляет к ним уважение.
Имеет первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимает участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой
деятельности.
Средний балл по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание»
Духовнонравственное
воспитание

Уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
Сознаёт ценность каждой человеческой жизни, признаёт
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляет сопереживание, готовность
оказывать помощь.
Выражает неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям.
Уважает старших.
Умеет оценивать поступки с позиции их соответствия
нравственным нормам, осознает ответственность за свои
поступки.
Владеет представлениями о многообразии языкового и
культурного пространства России, имеет первоначальные навыки
общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознает нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляет интерес к чтению.
Средний балл по направлению «Духовно-нравственное воспитание»
Эстетическое
воспитания

Демонстрирует способность воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
Проявляет интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляет стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Средний балл по направлению «Эстетическое воспитание»
Физическое
воспитание,
формирование

Бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа
жизни, в том числе в информационной среде.

Класс
Балл

культуры
Владеет основными навыками личной и общественной гигиены,
здоровья и
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
эмоционального
Ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей
благополучия
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
(далее Сознает и принимает свою половую принадлежность,
Физическое
соответствующие ей психофизические и поведенческие
воспитание)
особенности с учётом возраста.
Средний балл по направлению «Физическое воспитание»
Трудовое
воспитание

Осознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляет уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляет интерес к разным профессиям.

Участвует в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.
Средний балл по направлению «Трудовое воспитание»
Экологическое
воспитание

Понимает ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражает готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Средний балл по направлению «Экологическое воспитание»
Ценность
научного
познания

Выражает познавательные интересы, активность,
любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке.
Обладает первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы,
связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной
областях знания.
Средний балл по направлению «Ценность научного познания»

Анализ видов совместной деятельности
(автоматизированная форма)

Приложение 2

Оцените качество организуемой в нашей ОО совместной деятельности детей и взрослых.
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов.
Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а
после в последнем столбце на каждой строке поставьте балл, соответствующий Вашей личной
оценке.
Идеал, на который следует
Проблемы, которых следует избегать
Балл от 1 до 10
ориентироваться
Качество основных школьных дел
Общешкольные дела всегда
Общешкольные дела придумываются
планируются, организуются,
только взрослыми, школьники не
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
проводятся и анализируются
участвуют в планировании,
совместно – школьниками и
организации и анализе этих дел
педагогами
Дела не интересны большинству
Дела интересны большинству
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
школьников
школьников

Участие школьников в этих делах
принудительное, посещение –
обязательное, а сотрудничество друг с
другом обеспечивается только волей
педагогов
Средний балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Участие школьников в этих делах
сопровождается их увлечением
общей работой, радостью и
взаимной поддержкой

Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители являются
Классные руководители не
значимыми взрослыми для
пользуются авторитетом у детей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
большинства детей своих классов.
своих классов
Школьники доверяют своим
классным руководителям
Большинство решений, касающихся
Большинство решений,
жизни класса, принимаются классным
касающихся жизни класса,
руководителем единолично.
принимаются совместно классным
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Поручения классного руководителя
руководителем и классом, у детей
дети часто выполняют из страха или
есть возможность проявить свою
по принуждению
инициативу
В классе дети чувствуют себя
В отношениях между детьми
комфортно, здесь преобладают
преобладают равнодушие, грубость,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
товарищеские отношения,
случаются травли детей
школьники внимательны друг к
другу
Средний балл
Качество организуемой в ОО внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в ОО
организуется преимущественно в виде
познавательной деятельности, как
продолжение учебных занятий
Участие школьников в занятиях
курсов внеурочной деятельности
часто принудительное

Результаты внеурочной деятельности
детей никак не представлены в школы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В ОО реализуются разнообразные
виды внеурочной деятельности
школьников: познавательная,
игровая, трудовая, спортивнооздоровительная, туристскокраеведческая, художественное
творчество и т.п.
Занятия в рамках курсов
внеурочной деятельности
интересны для школьников,
школьники стремятся участвовать
в этих занятиях
С результатами внеурочной
деятельности детей могут
познакомиться другие школьники,
родители, гости (например, на
концертах, выставках, ярмарках,
родительских собраниях, сайте
школы и т.п.)

Средний балл
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
Дети заинтересованы в
Уроки скучны для большинства
происходящем на уроке и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
школьников
вовлечены в организуемую
учителем деятельность
Учителя часто используют на
Уроки обычно однообразны,
уроке игры, дискуссии и другие
преобладают лекционные формы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
парные или групповые формы
работы
работы

Уроки ориентированы
преимущественно на подготовку
учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и другим
формам проверки знаний

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Уроки не только дают детям
знания, но и побуждают их
задуматься о ценностях,
нравственных вопросах,
жизненных проблемах

Средний балл
Качество организуемых внешкольных мероприятий
Внешкольные тематические
мероприятия, организуемые
педагогами, не способствуют
расширению знаний по изучаемым в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
общеобразовательной организации
учебным предметам, курсам,
модулям, программам внеурочной
деятельности
Внешкольные мероприятия
придумываются только взрослыми,
школьники не участвуют в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
планировании, организации и анализе
этих дел.

Выездные мероприятия неинтересны
и неактуальны для школьников, не
способствуют созданию детсковзрослой общности, атмосфера скорее
психологически некомфортная.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Внешкольные тематические
мероприятия, организуемые
педагогами направлены на
расширение знаний по изучаемым
в общеобразовательной
организации учебным предметам,
курсам, модулям, программам
внеурочной деятельности
Внешкольные мероприятия всегда
планируются, организуются,
проводятся и анализируются
совместно – школьниками и
педагогами
Выездные события включают в
себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе
которых складывается детсковзрослая общность,
характеризующаяся
доверительными
взаимоотношениями,
ответственным отношением к
делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта

Средний балл
Качество деятельности по формированию безопасной и комфортной среды
ВОО реализуются различные
проекты и программы,
ВОО не реализуются проекты и
направленные на формирование и
программы, направленные на
поддержку безопасной и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
формирование и поддержку
комфортной среды. Школьники
безопасной и комфортной среды.
являются активными участниками
данных проектов
ВОО не проводится работа с
нарушителями правил, с учащимися
ВОО проводится систематическая
«группы риска». Нарушения остаются 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
работа с нарушителями правил, с
без внимания со стороны
учащимися «группы риска».
педагогического коллектива
ВОО регулярно проводятся
ВОО не проводятся мероприятия,
мероприятия, направленные на
направленные на формирование
формирование социально
социально одобряемого поведения,
одобряемого поведения, развитие
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
развитие навыков саморефлексии,
навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к
самоконтроля, устойчивости к
негативным воздействиям,
негативным воздействиям,
групповому давлению
групповому давлению
Средний балл

Качество мероприятий в рамках социального партнёрства
Мероприятия, проводимые совместно
с социальными партнёрами
неинтересны и не актуальны

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мероприятия проводятся только на
базеОО

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При проведении мероприятий с
организациями-партнерами
используются статичные формы
работы (лекции, беседы и т.п.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мероприятия, проводимые
совместно с социальными
партнёрами интересны и
актуальны для обучающихся
Мероприятия проводятся не
только на базеОО, но и на безе
учреждений организацийпартнеров
При проведении мероприятий с
организациями-партнерами
используются интерактивные
формы работы (дискуссии,
диспуты, круглые столы)

Средний балл
Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды
Пространство школы оформлено
со вкусом, отражает дух школы,
Оформлению школы не уделяется
учитывает возрастные
внимания. Оформление кабинетов,
особенности детей,
коридоров, рекреаций и т.п. безвкусно
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
предусматривает зоны как тихого,
или напоминает оформление офисных
так и активного отдыха. Время от
помещений, а не пространства для
времени происходит смена
детей
оформления школьных
помещений
Оформление школы часто
осуществляется совместно
педагогами и детьми (иногда с
В оформлении школы не участвуют
привлечением специалистов). В
ни дети, ни педагоги. Здесь нет места
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
нем используются творческие
проявлению их творческой
работы учеников и учителей, здесь
инициативы
представлена актуальная жизнь
школы
Элементы оформления в
Содержание плакатов, стендов,
привлекательных для ребят
пространственных композиций носит
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
формах акцентируют внимание на
формальный характер, на них редко
важных ценностях школы, ее
обращают внимание школьники
нормах и традициях
Средний балл
Качество взаимодействия школы и семей школьников
Большинство родителей безразлично
к участию ребенка в школьных делах,
высказывает недовольство, если это
влияет на их планы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Работа с родителями сводится
преимущественно к информированию
об успеваемости детей, предстоящих
конкурсах, мероприятиях. Реакция
родителей на нее формальна

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Большинство родителей
поддерживает участие ребенка в
школьных делах, может
координировать свои планы с
планами ребенка, связанными с
его участием в делах школы
ОО удалось наладить
взаимодействие с родителями в
вопросах воспитания детей
(информирование, обучение,
консультирование и т.п.), его
формы востребованы и
пользуются доверием со стороны
родителей

Педагоги испытывают трудности в
организации диалога с родителями по
вопросам воспитания детей.
Родители в основном игнорируют
мнение педагогов, вступают с ними и
друг с другом в конфликты, нередко
привлекая к ним учеников класса. В
организации совместных с детьми
дел педагоги могут рассчитывать
только на себя
Средний балл

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагоги организовали
эффективный диалог с
родителями по вопросам
воспитания детей. Большая часть
родителей прислушивается к
мнению педагогов, считая их
профессионалами своего дела,
помогает и поддерживает их,
выступает с инициативами в сфере
воспитания детей и помогает в их
реализации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».